ПРИМЕНЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «МАРКЕТИНГ» ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

THE USE OF HEURISTIC TEACHING METHODS IN THE STUDY OF THE DISCIPLINE "MARKETING" TO INCREASE THE CREATIVE THINKING LEVEL IN STUDENTS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Шмелева Жанна Николаевна

SHMELEVA ZHANNA NICKOLAEVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
Современные подходы в педагогике отличаются флексибельностью, которая делает возможным использование разнообразных нетрадиционных методов в обучении студентов среднего и высшего уровня образования. От выбора метода зачастую зависит не только эффективность усвоения знаний, но и развитие творческого потенциала обучающихся, при соблюдении важнейшего условия: метод должен быть эффективным и не навредить студенту. Эвристические методы обучения в современном образовании являются важной и значимой характеристикой творческой поисковой деятельности обучающихся, поскольку элементы эвристических методов обучения востребованы в образовательном процессе учебного учреждения. В психолого-педагогической литературе представлены различные толкования понятия эвристических методов обучения, что отражает многозначность его содержательных интерпретаций и достаточно сложную реальность, имеющую различные смысловые оттенки. Многие ученые в своих исследованиях отмечают, что зачастую ошибки и провалы в образовательной работе, происходят из-за недостаточного учета значимости вопросов по использованию эвристических методов обучения, истоков его возникновения, закономерных путей, а также влияние на совершенствование поисковой деятельности обучающихся. Цель исследования - разработка комплекса учебных занятий с использованием эвристических методов обучения для повышения уровня творческого мышления обучающихся. Авторы ставили перед собой следующий задачи: изучить теоретические основы использования эвристических методов обучения; разработать и внедрить комплекс учебных занятий с использованием эвристических методов обучения. Объектом исследования выступил КГБПОУ «Красноярский технологический техникум пищевой промышленности». Предметом - использование эвристических методов обучения в образовательном процессе данной образовательной организации. Авторы выдвинули и экспериментально подтвердили гипотезу о том, что использование эвристических методов обучения способствует повышению уровня творческого мышления обучающихся, в процессе преподавания дисциплины «Маркетинг» в системе СПО. Также в статье представлены практический опыт применения эвристических методов обучения для изучения экономических дисциплин в учреждении среднего профессионального образования и разработка учебных занятий с использованием эвристических методов обучения.

Ключевые слова:
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ, СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ, СИНЕКТИКА, БРЕЙНСТОРМИНГ, БЕГЛОСТЬ РЕЧИ, ГИБКОСТЬ, НАХОДЧИВОСТЬ
Description:
Modern approaches to pedagogy are characterized by flexibility, which makes it possible to use a variety of non-traditional methods in teaching students of secondary and higher education levels. The choice of method often depends not only on the effectiveness of learning, but also on the development of students’ creative potential, provided that the most important condition is met: the method must be effective and not harmful for the student. Heuristic methods of teaching in modern education are an important and significant characteristic of the creative search activity of students, since elements of heuristic methods of teaching are in demand in the educational process of an educational institution. The psychological and pedagogical literature presents various interpretations of the concept of heuristic teaching methods, which reflects the ambiguity of its content interpretations and a rather complex reality with various semantic shades. Many scientists in their research note that often mistakes and failures in educational work occur due to insufficient consideration of the significance of questions on the use of heuristic teaching methods, the origins of its occurrence, the natural ways, as well as its impact on improving the search activity of students. The purpose of the research is to develop a set of training sessions using heuristic teaching methods to improve the level of creative thinking of students. The authors set the following tasks: to study the theoretical foundations of using heuristic teaching methods; to develop and implement a set of training sessions using heuristic teaching methods. The object of the study was RSBPEI “Krasnoyarsk technological college of food industry”. The subject is the use of heuristic teaching methods in the educational process of this educational organization. The authors put forward and experimentally confirmed the hypothesis that the use of heuristic teaching methods contributes to improving the level of creative thinking of students, in the course of teaching the discipline “Marketing” in the SPE system. The practical experience of using heuristic teaching methods for the study of economic disciplines in secondary vocational education institutions and the development of training sessions using heuristic teaching methods are also presented in the article.

Key words:
HEURISTIC METHOD OF TRAINING, SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION, ECONOMIC DISCIPLINES, CREATIVE ACTIVITY, COGNITIVE ACTIVITY, SYNECTICS, BRAINSTORMING, FLUENCY OF SPEECH, FLEXIBILITY, RESOURCEFULNESS