ПРИНЦИПЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ У ОБУЧАЕМЫХ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

PRINCIPLES OF ADVANCING EDUCATIONAL APPROACH IN THE FORMATION OF A SCIENTIFIC PICTURE OF THE WORLD AMONG THE TRAINEES

ЗОРЬКИНА Наталья Владимировна

ZORKINA Natalia Vladimirovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
В статье определена система принципов опережающего обучения, на основе которой может формироваться у обучаемых научная картина мира. Опережающее обучение определяется нами как обучение, в рамках которого организуется многократное обращение обучаемых к учебному материалу с учетом его ретроспективной и перспективной связи с другим смежным учебным материалом, обеспечивающее закрепление изученного ранее, прогностику, предвидение нового и готовность к его восприятию на основе изучаемого в настоящий момент, что обеспечивает целостное восприятие и глубокое осмысление учебного материала при существенном сокращении сроков его прохождения. Опережающее обучение охарактеризовано своей нелинейностью, смещением учебного материала. Это свойство проявляется в одновременном изучении основного содержания понятия с опережающим содержанием другого понятия с учетом связи между ними. Под опережающим содержание понятия в своем исследовании мы рассматриваем ту часть содержания, которая вводится одновременно с основным содержанием изучаемого на данный момент понятия. В качестве опережающего содержания могут быть рассмотрены: термины, которые используются для обозначения понятия; признаки понятия, характеристические свойства. Особый акцент при формировании у обучаемых научной картины мира делается на установлении связи и отношений между понятиями. Предлагается трансформация учебного материала в виде системы базовых понятий учебной дисциплины. Базовое понятие учебной дисциплины определяется как понятие высокой степени обобщенности, которое состоит из группы взаимосвязанных, соподчиненных понятий, объединенных между собой внутренними и внешними структурно-логическими связями. Обосновывается корреляционная связь между принципами опережающего обучения. Сделан вывод, что система принципов опережающего обучения, согласно которым на основе связей и отношений между понятиями происходит трансформация учебного материала дисциплины, имеют особое значение для формирования у обучающихся целостного представления о научной картине мира, где учебная дисциплина выступает не в качестве цели овладения знаниями, а становится средством усвоения.

Ключевые слова:
принципы опережающего обучения,научная картина мира,междисциплинарность,опережающее обучение,базовое понятие учебной дисциплины
Description:
The article substantiates a set of basic principles of advancing educational approach, which can serve as a basis for the formation of the scientific picture of the world among the trainees. Advancing educational approach is defined as training, in which students are repeatedly referred to the educational material, taking into account its retrospective and prospective connection with another related educational material, ensuring the consolidation of the previously studied, prediction, foresight of the new and readiness to perceive it on the basis of studied at the moment, which provides holistic perception and deep understanding of the learning material while significantly shortening the time of its passage. The advancing training is characterized by its non-linearity, the shift of the educational material. This property manifests itself in the simultaneous study of the basic content of the concept, with an advancing content of another concept, taking into account the connection between them. As an advancing content of the concept in our study, we consider the part of the content that is introduced at the same time as the main content of the concept studied at the moment. Terms that are used to refer to a concept; signs of the concept, characteristic properties can be considered as an advancing content. A special emphasis during the formation of the scientific picture of the world among the trainees is put on establishing a connection and relationships between concepts. It is proposed to transform educational material in the form of a system of basic concepts of an academic discipline. The basic concept of an academic discipline is defined as the concept of a high degree of generalization, which consists of a group of interconnected, subordinated concepts, united by internal and external structural and logical relations. It is the correlation between principles of advancingeducational approachthat is substantiated. It is concluded that the system of principles of advancing educational approach, according to which on the basis of connections and relationships between concepts there is a transformation of the educational material of a discipline, is of particular importance for the formation of a holistic view of the scientific picture of the world, where the educational discipline is not the goal of acquisition of knowledge, but becomes a means of assimilation.

Key words:
principles of advancing educational approach,scientific picture of the world,interdisciplinarity,advancing educational approach,basic concept of an academic discipline