Аннотация:Цель : описать основные этапы ассоциативного эксперимента особенностей формирования когнитивных структур, репрезентируемых широкозначными словами, в языковом сознании школьника. В статье рассматриваются основные этапы планирования экспериментального исследования. Особое внимание уделено принципу отбора слов широкой семантики для исследования и порядку проведения трех этапов лонгитюдного эксперимента, выборке участников исследования, ходу проведения эксперимента. Выделяются и описываются характерные особенности участников исследования. Вниманию читателей предлагаются способы обработки данных и характерные тренды, прослеживающиеся в ходе интерпретации результатов. Метод . Ассоциативный эксперимент является ведущим методом психолингвистических исследований в области сознания человека, дающий возможность получить достоверные данные для дальнейшего изучения и исследования. Два этапа проведены фронтально, один дистанционно. Результаты . В статье отражены полученные данные в ходе проведенного исследования и способы, использованные для их обработки. Выводы . В ходе анализа полученных результатов прослеживается увеличение количества реакций на иностранном языке, уменьшение числа русскоязычный ассоциатов и отказов. Экспериментальные данные позволяют сформировать семантическое поле для каждого из восьми слов широкой семантики, разнообразие значений напрямую зависит от этапа обучения и кругозора участников. Можно предположить, что уровень владения иностранным языком является ведущим фактором в характере отношений между словом-стимулом и реакцией. Полученные данные можно использовать для планирования обучения.
Ключевые слова:ассоциативный эксперимент,ассоциат,стимул,реакция,испытуемые,когнитивные структуры,широкозначные слова,языковое сознание,семантическое поле,синтагматические и парадигматические отношения