ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ СТРУКТУР В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ШКОЛЬНИКА

THE PRINCIPLES OF PLANNING A LONGITUDE EXPERIMENT OF COGNITIVE STRUCTURE FORMATION REPRESENTED BY THE EVERYSEMANTIC WORDS IN THE LANGUAGE CONSIOUSNESS OF A SCHOOL STUDENT

ЛУКЬЯНОВА Елена Евгеньевна

LUKYANOVA Yelena Yevgenyevna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Цель : описать основные этапы ассоциативного эксперимента особенностей формирования когнитивных структур, репрезентируемых широкозначными словами, в языковом сознании школьника. В статье рассматриваются основные этапы планирования экспериментального исследования. Особое внимание уделено принципу отбора слов широкой семантики для исследования и порядку проведения трех этапов лонгитюдного эксперимента, выборке участников исследования, ходу проведения эксперимента. Выделяются и описываются характерные особенности участников исследования. Вниманию читателей предлагаются способы обработки данных и характерные тренды, прослеживающиеся в ходе интерпретации результатов. Метод . Ассоциативный эксперимент является ведущим методом психолингвистических исследований в области сознания человека, дающий возможность получить достоверные данные для дальнейшего изучения и исследования. Два этапа проведены фронтально, один дистанционно. Результаты . В статье отражены полученные данные в ходе проведенного исследования и способы, использованные для их обработки. Выводы . В ходе анализа полученных результатов прослеживается увеличение количества реакций на иностранном языке, уменьшение числа русскоязычный ассоциатов и отказов. Экспериментальные данные позволяют сформировать семантическое поле для каждого из восьми слов широкой семантики, разнообразие значений напрямую зависит от этапа обучения и кругозора участников. Можно предположить, что уровень владения иностранным языком является ведущим фактором в характере отношений между словом-стимулом и реакцией. Полученные данные можно использовать для планирования обучения.

Ключевые слова:
ассоциативный эксперимент,ассоциат,стимул,реакция,испытуемые,когнитивные структуры,широкозначные слова,языковое сознание,семантическое поле,синтагматические и парадигматические отношения
Description:
Objective of the article is to describe the main stages of the associative experiment of cognitive structure formation represented by the everysemantic words in the language consciousness of a school student. The article presents the planning stages of the experiment. Special attention is drawn to the principles of choice of words for the study and the carrying out of the three stages of the longitude experiment, selection of the participants and the performance of the experiment itself. The characteristic of the participants is given in the article. The methods of data procession and particular trends obtained in the experiment are described. Applied methods . Associative experiment is the leading method in psycholinguistic researches which helps to study the language consciousness and obtain precise for further use. Two stages were performed in class, one in distant-learning class. Results . The article contains the data received during the experiment and the methods to analyse the information obtained. Conclusion. The analysis of the data shows that the number of reactions in English increases throughout the three stages of the experiment, the number of Russian words and refuses in answers decreases. The results of the experiment give the opportunity to form the semantic field for each everysemantic word and prove that the student’s vocabulary is based not only on the vocabulary he/she studies at school but also on the mental outlook. in formation of cognitive structures represented by everysemantic words in the language consciousness of a modern school student.

Key words:
associative experiment,associate,stimulus,reaction,participants,cognitive structures,everysemantic words,language consciousness,semantic field,syntagmatic and paradigmatic relationship