ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УЧЕНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

THE PROBLEM OF STUDYING SOCIALIZATION IN THE TEACHINGS OF DOMESTIC AND FOREIGN RESEARCHERS

ПОВАЛЯЕВА Ольга Николаевна, ЧЕГОДАЕВА Екатерина Александровна

POVALYAEVA Olga Nikolaevna, CHEGODAEVA Ekaterina Alekseevna

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
В статье рассмотрены основные направления изучения сущности процесса социализации. Особое внимание уделяется исследователям зарубежной школы, которые выделяют несколько отдельных направлений изучения процесса социализации - это когнитивистское, психоаналитическое, социальное, социально-экологическое, социогенетическое, биогенетическое; раскрываются особенности и характеристики данных направлений. Также рассматриваются подходы к понятию социализации отечественных авторов, выделяющих в понимании социализации структурно-динамический подход и деятельностный подходы; согласно структурно-динамическому подходу социализация понимается как процесс двустороннего действия, предполагающий включение человека в общественную среду и одновременно, производство этой средой социальных связей для данного индивида; в рамках деятельностного подхода утверждается тезис о том, что человеку под силу не только преобразовать этот мир, но, также и развить себя как личность, при этом, обязательным условием является культурное и социальное развитие.

Ключевые слова:
социализация,наука,научный подход,человек,личность,когнитивный,биогенетический,деятельностный подход,структурно-динамический
Description:
The article discusses the main directions of studying the essence of the process of socialization. Particular attention is paid to researchers of a foreign school, who identify several separate areas of study of the process of socialization - cognitive, psychoanalytic, social, socio-ecological, sociogenetic, biogenetic; the features and characteristics of these directions are revealed. Also, approaches to the concept of socialization of domestic authors are considered, highlighting in the understanding of socialization a structural-dynamic approach and activity approaches; according to the structural-dynamic approach, socialization is understood as a two-way process involving the inclusion of a person in the social environment and, at the same time, the production of social ties by this environment for a given individual; within the framework of the activity approach, the thesis is affirmed that a person can not only transform this world, but also develop himself as a person, while cultural and social development is a prerequisite.

Key words:
socialization,science,scientific approach,man,personality,cognitive,biogenetic,activity approach,structural-dynamic