ПРОБЛЕМА ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

THE PROBLEM OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT DIGITALIZATION IN TERMS OF INFORMATION SOCIETY CONCEPT

ХАСИЕВА Мария Алановна

KHASIEVA Maria Alanovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Целью данной статьи является выявление взаимосвязи между цифровизацией образования и общим процессом формирования информационного общества, неразрывно связанным с технизацией пространства жизни человека. Наблюдаемые в современном мире глобализация, информатизация и виртуализация жизни общества являются следствием фундаментальных экономических, политических и культурных изменений. Взаимоотношения человека и техники активно трансформируются на протяжении XIX- XX в.в., а особенно значимыми эти изменения становятся в XXI в. Методы исследования включают в себя описательную характеристику наиболее значимых работ, тематически связанных с рассматриваемой проблемой, а также герменевтический и сравнительный подходы при анализе литературы. В результатах исследования раскрывается, что возникновение киберпространства, полностью отражающего все сферы социальной жизни, приводит к формированию нового типа человека «третьей волны»: человек информационного общества постоянно погружен в киберсреду, способен воспринимать потоки огромного количества сжатой, переработанной и «нарезанной» информации. Процесс цифровизации образования является естественным продолжением развития информационного общества. Выводы статьи касаются процесса цифровизации образования, по-новому расставляющего акценты в осуществлении социализации: доступ к информации и коммуникация в процессе обучения не ограничиваются пространством учебного заведения, вовлеченность в процесс обучения достигается в большей степени благодаря самостоятельному вкладу и инициативе обучающегося. В то же время, цифровизация может приводить к глобализации, стандартизации и унификации образования. В статье проведится исследование обозначенной проблемы с культурфилософских и социально-философских позиций.

Ключевые слова:
Цифровизация образования,онлайн-образование,медиа,человек и техника,информационное общество,информационная среда,цифровые образовательные программы,системы универсальной индентификации,постиндустриализм,информационная глобализация
Description:
Objective of this article is to determine the relationship between the digitalization of education and general process of forming the information society, connected with the technicalization of human life space. The globalization, informatization and virtualization of modern social life are the result of fundamental economic, political and cultural changes. The relationship between man and technics is being actively transformed during of the 19th - 20th centuries. These changes become especially significant in the 21st century. Applied methods include descriptive characteristics of the most significant works, related to the considered problem, as well as hermeneutic and comparative approaches in the analysis of literature. Results of the article reveal that the appearance of cyberspace, reflecting all spheres of social life, brings the formation of the new type of “third wave” man: constantly immersed to informational space person, who is able to perceive the streams of compressed and “clipped” information. The digitalization of education process is the natural consequence of the networked society's development. Conclusion the article concerns the digitalization of education changes the focus of the socialization: access to information and educational communication are not limited to the space of the school, high involvement in the learning process is achieved due to the independent interest and initiative of the student. At the same time, digitalization is accompanied by globalization, standardization and unification of education. The indicated problem is considered by cultural and social philosophical positions.

Key words:
Digitalization of education,online education,media,Man and Technics,information society,information environment,digital educational programs,systems of universal identification,post-industrialism,information globalization