ПРОБЛЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУППАХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ON ISSUES OF IMPROVING SOCIAL - PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN STUDENT GROUPS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Евстропова Нина Сергеевна, Ракова Елена Владимировна

Evstropova Nina Sergeevna, Rakova Elena Vladimirovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
Состояние социально-психологической культуры студенческого коллектива - один из основных факторов эффективности его деятельности и развития. Комфортность и результативность работы преподавателя со студенческой группой напрямую зависят от психологического климата, который сложился в данном коллективе. В рамках групп могут образовываться различные объединения и коалиции, стремящиеся оказать определенное влияние на групповое поведение. Таким образом, в последнее время особое внимание уделяется вопросам тактики взаимодействия преподавателя со студентами с целью регуляции и оптимизации социально-психологического климата (далее СПК). Работы по данной теме содержат больше теоретического материала, нежели практического. Помимо этого возникает необходимость психологической подготовки и специального тренинга преподавателя ввиду сложностей проблем по регуляции СПК. В данной статье мы рассмотрим факторы, влияющие на такую ситуацию, а также способы ее изменения на занятиях по иностранному языку с помощью “брейнсторминга”.

Ключевые слова:
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТ, СТУДЕНЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ, ОПТИМИЗАЦИЯ КЛИМАТА, СОЦИОАНАЛИЗ, СОЦИОТИПЫ, ПСИХОТИПЫ ЛИЧНОСТИ
Description:
The social and psychological cultural environment in the student team is one of the major factors of its efficiency and development. The comfortability and effectiveness of the teacher's work with students directly depend on the psychological climate that has been established in the class. Within groups various alliances and coalitions can be formed that aim at having a certain impact on group behavior. Thus, in recent years, special attention has been paid to the tactics of intercommunication between teacher and students in order to regulate and optimize the socio-psychological climate (hereinafter SPC). The research papers on this topic are more theoretical than practical. The recommendations given in papers dealing with this topic are more of manipulative character than constructive one. In addition, there is a need for psychological preparation and special training of the teacher due to the complexity of the problems connected with regulation of the SPC. This paper deals with factors influencing such a situation, as well as ways to change it during the process of a foreign language learning, using “brainstorming”.

Key words:
SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE, STUDENT TEAM, OPTIMIZATION OF CLIMATE, SOCIOANALYSIS, SOCIAL TYPES, PERSONALITY TYPES