ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЩЕИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОЙ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»)

DESIGN OF STRUCTURE OF FUNDAMENTAL AND GENERAL ENGINEERING ACADEMIC SUBJECTS IN CONTINUOUS MULTILEVEL SYSTEM VOCATIONAL EDUCATION

БАХАРЕВ Николай Петрович

BAKHAREV Nikolay Petrovich

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
Целью данного исследования является проектирование пространственно-временной структуры (модели) формирования профессиональных знаний по техническому направлению и профилю подготовки, (например «Электромеханика») с общеинженерным ядром, сформированным на основе конкретной дисциплины с параллельным составлением характеристик основных уровней теоретического и практического обеспечения электротехнической подготовки специалистов в системе непрерывного многоуровневого профессионально-технического образования. Рассматриваются теоретические возможности формирования профессиональных компетенций с ориентацией, наряду с гуманитарными дисциплинами, на фундаментальные технические, которые образуют теоретический базис, имеющий огромное значение для специалиста (инженера), позволяющий обеспечить социальную защищенность выпускника за счёт быстрой его адаптации на рынке интеллектуального труда на основе гибкой профессиональной мобильности, достигаемой за счет высокого уровня общеинженерного образования. Фундаментальные инженерные дисциплины достаточно четко ориентированы на решение инженерных задач. Важное место в этих дисциплинах занимают методики расчетов и различные профессиональные рекомендации. Главная цель фундаментальных инженерных дисциплин - выработка практико-методических рекомендаций по применению научных знаний, полученных теоретическим путем, в инженерной практике. Специфика курса «Теоретические основы электротехники» (ТОЭ) определяется необходимостью применения принципов, методов не столько для объяснения естественных процессов, сколько для конструирования и исследования электротехнических систем. Общеинженерный курс ТОЭ создает базу для последующего изучения специальных дисциплин. Спроектирована пространственно-временная структура (модель) формирования профессиональных знаний по профилю «Электромеханика» с общеинженерным ядром на основе ТОЭ для системы непрерывного многоуровневого профессионально-технического образования. Теоретически и экспериментально доказывается, что основой построения системы обучения является непрерывное освоение направления, профиля (специальности) по восходящей спирали, с усложнением от витка к витку учебного материала дисциплин. Поэтапное приобретение студентом знаний, умений отражает ступени развития мышления, от простого к сложному, от незнания к знанию. Каждому этапу обучения в предлагаемой системе соответствует свой уровень (виток) спирали профессионального образования, представляющий собой относительно завершенный этап познания в рамках целостного, непрерывного образовательного процесса.

Ключевые слова:
фундаментальные дисциплины,общеинженерные дисциплины,проектирование структуры содержания дисциплин,профессиональная направленность,пространственно-временная структура формирования профессиональных знаний,общеинженерное ядро
Description:
The purpose of this study is to design a space-time structure (model) for the formation of professional knowledge in the technical direction and training profile with a general engineering core formed on the basis of a specific academic subjects (for example, TOE), with parallel compilation of characteristics of the main levels of theoretical and practical provision of electrical training of specialists in the system of continuous multilevel vocational education. Theoretical possibilities for the formation of professional competencies with an orientation, along with humanitarian academic subjects, on fundamental technical ones are considered, which form a theoretical basis that is of great importance for a specialist (engineer), which makes it possible to ensure the social security of a graduate by quickly adapting it to the intellectual labor market on the basis of flexible professional mobility achieved due to a high level of general engineering education. Fundamental engineering academic subjects are quite clearly oriented towards solving engineering problems. An important place in these academic subjects is occupied by calculation methods and various professional recommendations. The main goal of fundamental engineering academic subjects is to develop practical and methodological recommendations for the application of scientific knowledge obtained theoretically in engineering practice. The specifics of the course "Theoretical Foundations of Electrical Engineering" (TFEE) are determined by the need to apply principles, methods not so much to explain natural processes, but to design and study electrical systems. The general engineering course of TFEE creates the basis for the subsequent study of special academic subjects. The spatiotemporal structure (model) of professional knowledge formation according to the profile "Electromechanics" with a general engineering core based on TFEE has been designed for the system of continuous multilevel vocational education. Theoretically and experimentally proves that the basis of the construction of the training system is the continuous mastery of the direction, profile (specialty) in the upward spiral, with complication from the turn to the turn of the educational material of the courses of academic subjects. The gradual acquisition by the student of knowledge and skills reflects the stages of development of thinking, from simple to complex, from ignorance to knowledge. Each stage of training in the proposed system corresponds to its own level (turn) of the professional education spiral, which is a relatively completed stage of knowledge within the framework of a holistic, continuous educational process.

Key words:
fundamental academic subjects,general engineering academic subjects,design of the structure of the content of academic subjects,professional orientation,spatiotemporal structure of professional knowledge formation,general engineering core