Аннотация:Цель : изучить тенденции исследований цифрового дискурса в образовательном процессе, указать на достижения и побочные эффекты новых коммуникативных инструментов. Методы . Комплексный структурно-функциональный анализ, дискурсивный и лингвокультурологический анализ, метод кейсов, метод обобщения, дискурс-анализ, сравнительный метод и SWOT-анализ, историко-описательный метод, интерпретация документов, использование формально-логических приемов, мониторинг практики высшей школы, анализ средств массовой информации и научной литературы, дающие возможность определить амбивалентное влияние цифрового дискурса на образовательный процесс. Результаты . Позитивное влияние и негативные последствия цифрового дискурса, функциональные возможности новых образовательных платформ, виртуальные обучающие среды Moodle, Coursera, онлайн-платформы Zoom, Skype, веб-сервисы Google (Google Classroom, Google Forms, Hangouts, Google Academia, Google Scholar) их и потенциал. С дискурсивной точки зрения качества вопроса описывается электронная информационно-образовательная среда университета, научная электронная библиотека e-library.ru, социальные сети для учёных (Researchgate, ИСТИНА и т.п.). Выводы . В статье рассмотрена сложная и неоднозначная ситуация с массовой цифровизацией в образовательном процессе, которая особенно актуальна для современной действительности. Информационно-коммуникационные технологии в современном университете имеют большое значение и затрагивает многие сферы. В образовательных программах все чаще встречаются новые понятия, которые требуют освоения.
Ключевые слова:цифровизация,цифровой дискурс,цифровые компетенции,диджитализация,образование,высшее образование,онлайн лекции,дистанционное обучение,цифровые технологии,нетворкинг