РАБОТА С ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

WORK WITH LINGUOCULTURAL MATERIAL AT PRACTICAL LESSONS IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Петрова Наталья Эдуардовна

Petrova Natalia Eduardovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
В статье даётся методическое описание урока по дисциплине русский язык как иностранный для иностранных студентов подготовительного факультета или первого курса. Занятие посвящено изучению жизни и творчества Михаила Васильевича Ломоносова - учёного, писателя, лингвиста. Поскольку занятие носит универсальный характер и направлено на формирование и развитие социокультурной компетенции и фоновых знаний, то данная методическая разработка может быть использована при обучении иностранцев, обучающихся в вузах Российской Федерации на различных факультетах: филологических, инженерно-технических, медицинских, экономических, педагогических. В методическом описании даются комментарии по оптимальной организации урока, которые можно учитывать, а можно на этом же материале выстроить свои стратегии и тактики. Кроме того, преподаватель на своё усмотрение может подобрать или составить текст биографического характера, отобрать материал для лекции, добавить поэтические произведения писателя для прочтения. Кроме работы с лингвокультурологическим материалом, усвоение которого обеспечивает базу для формирования фоновых знаний, на уроке уделяется внимание как развитию всех видов речевой деятельности, лексико-грамматических навыков, так и расширению активного и пассивного словаря студентов.

Ключевые слова:
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА, ФОНОВЫЕ ЗНАНИЯ, МЕТОДИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ, МИНИ-ЛЕКЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ДИАЛОГ-БЕСЕДА, МОНОЛОГ-ПОВЕСТВОВАНИЕ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Description:
The article provides a methodological description of the lesson in the discipline of Russian as a foreign language for foreign students of the preparatory faculty or first year. The lesson is devoted to the study of the life and work of Mikhail Vasilievich Lomonosov - a scientist, writer, linguist. Since the lesson is universal in nature and is aimed at the formation and development of sociocultural competence and background knowledge, this methodological development can be used to train foreigners studying in universities of the Russian Federation at various faculties: philological, engineering, medical, economic, pedagogical. The methodological description provides comments on the optimal organization of the lesson, which can be taken into account, or you can build your strategies and tactics on the same material. In addition, the teacher, at his discretion, can select or compose a biographical text, select material for a lecture, add poetry for reading. In addition to working with linguistic and cultural material, the assimilation of which provides the basis for the formation of background knowledge, the lesson pays attention to the development of all types of speech activity, lexical and grammatical skills, and the expansion of the active and passive vocabulary of students.

Key words:
SOCIOCULTURAL COMPETENCE, CULTURAL BASE, BACKGROUND KNOWLEDGE, METHODOLOGICAL DESCRIPTION, MINI-LECTURE OF THE TEACHER, DIALOGUE CONVERSATION, MONOLOGUE-NARRATION, EXPRESSIVE READING