РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

GRAMMATICAL COMPETENCE DEVELOPMENT IN THE FRAMEWORK OF A COMMUNICATIVE APPROACH TO TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Самчик Наталья Николаевна

SAMCHIK NATALYA NIKOLAEVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
Восприятие языка как средства общения обусловило появление и развитие в практике обучения иностранным языкам коммуникативного подхода к иноязычному образованию, суть которого заключается в организации на занятиях ситуаций, приближенных к реальному общению на изучаемом языке. Вопрос формирования грамматических навыков и умений в рамках коммуникативной методики преподавания языка стоит наиболее остро, поскольку, будучи основой коммуникативной компетенции, то есть способности общаться на изучаемом языке, оно требует особых методов и приемов работы над ними для того, чтобы выступать не просто определенным набором правил и форм, оторванных от реальности, но эффективным инструментом иноязычной коммуникации. Обосновав важность изучения грамматики в коммуникативном подходе к обучению русскому языку как иностранному, автор статьи предлагает алгоритм работы над формированием грамматической компетенции, основанный на продуманном отборе грамматического материала для предъявления в аудитории, методах введения грамматических явлений, позволяющих осознать не только их форму, но и функцию и целесообразность использования в речи, а также коммуникативно-ориентированных упражнениях, позволяющих эффективно сформировать грамматическую компетенцию, позволяющую студентам успешно принимать участие в реальной коммуникации.

Ключевые слова:
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ (РКИ), КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД, ГРАММАТИКА, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ, ГРАММАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ГРАММАТИКЕ, МЕТОДИКА "ТРЕХ П"
Description:
Viewing of a language as a means of communication provoked appearing and development of a communicative approach to teaching foreign languages, the essence of which is to organize situations in the classroom that are close to real communication in the language being studied. Forming grammatical skills draws special attention of scientists and teachers studying and using communicative methods of language teaching, because grammar skills serve as a basis of communicative competence, that is, the ability to communicate in the language being studied. So teaching grammar requires special methods and techniques that allow grammar to be not just a certain set of rules and forms, detached from reality, but an effective tool for foreign language communication. Justifying the importance of studying grammar in a communicative approach to teaching Russian as a foreign language, the author offers the algorithm of work on the formation of grammatical competence based on conscious selection of grammatical material for presentation to audience, methods of introducing grammatical phenomena that allow students to understand not only their form, but the function and use in speech. Together with communication-oriented exercises to form a grammatical competence effectively, allowing students to achieve success in real communication.

Key words:
RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE (RAF), COMMUNICATIVE APPROACH, GRAMMAR, TEACHING METHODS OF RAF, GRAMMATICAL COMPETENCE, COMMUNICATIVE COMPETENCE, FUNCTIONAL APPROACH TO TEACHING GRAMMAR, PPP-METHOD