РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ СРЕДНЕЙ АЗИИ

INCLUSIVE EDUCATION DEVELOPMENT IN THE CENTRAL ASIA COUNTRIES

Сучков Максим Александрович

SUCHKOV MAKSIM ALEKSANDROVICH

Балтийский гуманитарный журнал, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
В статье рассматриваются основные тенденции развития инклюзивного образования в странах Средней Азии (Таджикистане, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Туркменистане). Дан общий обзор нормативно-правовых документов, Национальных программ и Концепций, регулирующих вопросы предоставления равного и доступного образования в этих странах. Автор отмечает следующие препятствия на пути внедрения инклюзивного образования в государствах Средней Азии: социальная стигматизация, отжившие себя установки и стереотипы, проблема гендерного неравенства, отсутствие соответствующей социальной инфраструктуры, недостаточная осведомленность среди населения об идеях инклюзивного образования, отсутствие соответствующих методик и технологий организации инклюзивного образовательного процесса. Серьезной проблемой является также острая нехватка высококвалифицированных кадров. Автор описывает опыт деятельности различных экспериментальных площадок по развитию инклюзивного образования в Казахстане и Узбекистане. Представлены социально значимые проекты, инициированные государствами, общественными организациями, Фондами и направленные на социальную интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Показан интересный опыт реализации программы профессионального инклюзивного образования в Туркменистане, а также ряд проектов по повышению инфокоммуникационной грамотности среди людей с ОВЗ. В статье автор отмечает роль взаимодействия между ЮНИСЕФ и правительствами некоторых среднеазиатских стран в сфере повышения грамотности населения, содействия многоязычию, повышения качества образования, предоставления доступного образования для всех детей. Представлены пути и механизмы поэтапного внедрения инклюзивного образования в Республике Казахстан. Отмечена позиция стран Средней Азии в мировом рейтинге детского благополучия, разработанном Международной Организацией «Save the Children» (Великобритания).

Ключевые слова:
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), СОЦИАЛЬНАЯ СТИГМА, "ИНДЕКС ЗАВЕРШЕНИЯ ДЕТСТВА"
Description:
The article is devoted to the main trends of inclusive education development in the Central Asia countries (Tajikistan, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Uzbekistan, Uzbekistan and Turkmenistan). A general overview of law basis, National Programs and Concepts regulating provision of equal and accessible education in these countries is given. The author underlines the following barriers in realizing the inclusive education in Central Asia countries: social stigmatization, obsolete attitudes and stereotypes, gender inequality, the absence of adequate social infrastructure, lack of public awareness about inclusive education, the absence of appropriate methods and techniques of the organization of inclusive educational process. Another serious problem is the acute shortage of high-qualified teachers. Author describes the experience of different experimental sites in inclusive education area in Kazakhstan and Uzbekistan. Social projects initiated by governments, public organizations and Funds are described which aimed at the social integration of people with disabilities. Interesting experience of professional inclusive education programs in Turkmenistan is presented as well as the projects of enhancing ICT-competence for the disabled people. The author emphasizes the role of the collaboration between UNICEF and several Central Asia countries governments in the field of enhancing population literacy, promoting multilingualism, raising the quality of education, providing accessible education for all children. The ways and mechanisms of inclusive education implementation in Kazakhstan Republic are presented. The position of Central Asia Countries in the world ranking of children’s well-being developed by the international organization «Save the Children» (Great Britain) is shown.

Key words:
INCLUSIVE EDUCATION, CHILDREN WITH DISABILITIES, SOCIAL STIGMA, "END OF CHILDHOOD" INDEX