РАЗВИТИЕ МЕТАКОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ АУДИРОВАНИЯ

DEVELOPMENT OF METACOGNITIVE SKILLS IN LISTENING

Девдариани Наталья Валерьевна, Рубцова Елена Викторовна

DEVDARIANI NATALIA VALERIEVNA, RUBTSOVA ELENA VIKTOROVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
В данной статье рассматривается возможность формирования и развития метакогнитивных навыков в процессе обучения аудированию на занятиях по иностранному языку. Отмечается высокая актуальность обучения данному виду речевой деятельности, значительная роль при этом, по мнению авторов исследования, должна отводиться саморегулируемому подходу к обучению со стороны студентов, преследующих определенные цели коммуникации - профессионально-ориентированное общение. Анализируя работы отечественных и зарубежных исследователей, в статье делается вывод о том, что успешное прослушивание звучащей иностранной речи включает в себя тщательное согласование или кластеризацию как метакогнитивных, так и когнитивных стратегий. Отдельно рассматривается само понятие саморегуляции и ее значение в обучении в целом. Авторы подчеркивают необходимость уточнения его значения и вклада в слушание иностранного (русского как иностранного) языка, которую только еще предстоит широко обсудить, опираясь на данные эмпирических исследований. Обсуждаются педагогическая эффективность саморегулируемого подхода к обучению в расширенном аудировании при изучении второго (русского как иностранного) языка. Доказывается, что, что слушатели с повышенной метакогнитивной осведомленностью могут применять различный алгоритм аудирования в соответствии с задачами и уровнем сложности аудиотекста. Общие подходы к аудированию также рассмотрены с точки зрения тактики или отдельных методов, с помощью которых реализуется каждый отдельный этап работы со звукозаписью, что, по мнению авторов статьи, способствует нахождению наиболее эффективной стратегии обучения в соответствии с целями, представленными в учебной программе «Иностранный (русский) язык».

Ключевые слова:
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ, МЕТАПОЗНАНИЕ, МЕТАКОГНИТИВНЫЕ НАВЫКИ, АУДИРОВАНИЕ, АУДИОТЕКСТ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ, МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ, РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ, КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ, АУДИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ
Description:
This article deals with the possibility of forming and developing metacognitive skills in the process of teaching listening to a foreign language. The high urgency of teaching this type of speech activity is noted, and a significant role, according to the authors of the research, should be given to a self-regulating approach to learning by students pursuing certain communication goals - professionally-oriented communication. Analyzing the work of domestic and foreign researchers, the article concludes that successful listening to sounding foreign speech includes a careful harmonization or clustering of both metacognitive and cognitive strategies. The very notion of self-regulation and its meaning in learning as a whole is discussed separately. The authors emphasize the need to clarify its meaning and contribution to the hearing of foreign (Russian as a foreign language), which has yet to be widely discussed, based on empirical research data. The authors discuss the pedagogical effectiveness of a self-regulated approach to learning in extended listening comprehension when learning a second (Russian as a foreign language) language. It is proved that students with increased metacognitive awareness can apply different algorithms of listening according to the tasks and level of complexity of audio text. General approaches to listening are also considered from the point of view of tactics or separate methods with the help of which each separate stage of work with sound recording is realized, which, according to the authors of the article, contributes to finding the most effective training strategy in accordance with the objectives presented in the curriculum "Foreign (Russian) language".

Key words:
SELF-REGULATED LEARNING STRATEGIES, METACOGNITION, METACOGNITIVE SKILLS, LISTENING, AUDIO TEXT, PROFESSIONALLY ORIENTED COMMUNICATION, FOREIGN LANGUAGE TEACHING METHODOLOGY, RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE, COGNITIVE STRATEGIES, AUDIO SKILLS