РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

DEVELOPMENT OF INTERPERSONAL RELATIONS OF UNIVERSITY STUDENTS

Лапшова Анна Владимировна, Коростелев Александр Алексеевич, Барабина Ирина Евгеньевна

LAPSHOVA ANNA VLADIMIROVNA, KOROSTELEV ALEKSANDR ALEKSEEVICH, BARABINA IRINA EVGENIEVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
В динамично развивающихся образовательных условиях к профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений предъявляются все более высокие требования. В данных условиях становится важным не только высокий уровень профессиональной компетентности, но и личностные качества, позволяющие студенту ставить выполнимые цели, адаптироваться к новым условиям, взаимодействовать с другими участниками учебного процесса, развивать межличностные отношения. Межличностные отношения представляют собой взаимодействие людей, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия между несколькими людьми, в результате которого происходит психологический контакт и определенные отношения между участниками взаимоотношений. В статье раскрываются особенности межличностных отношений студентов, позволяющие выстраивать результативный процесс обучения. Определены их функции и компоненты. К функциям межличностных взаимоотношений относят внешние проявления свойств человека в процессе его общения. Можно выделить следующие функции: контактная, информационная, побудительная, координационная, функция понимания и установления отношений, а также функция оказания влияния. Межличностные отношения состоят из трех компонентов: коммуникативного, интерактивного и перцептивного. Все эти компоненты связаны между собой, и каждый компонент в отдельности в процессе взаимоотношений приобретает свои особенности.

Ключевые слова:
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СТУДЕНТЫ, СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, ФУНКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, КОМПОНЕНТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Description:
In a dynamically developing educational environment, higher demands are made on the professional training of university students. In these conditions, it becomes important not only the development of a high level of professional competence, but also the formed set of personal qualities that allows the student to set feasible goals, adapt to new conditions, interact with other participants in the educational process, and develop interpersonal relationships. Interpersonal relationships are the interaction of people through speech and non-speech means between several people, resulting in psychological contact and certain relationships between participants in the relationship. The article reveals the features of interpersonal relations of students, allowing to build an effective learning process. Their functions and components are defined. The functions of interpersonal relationships include external manifestations of a person’s properties in the process of his communication. The following functions can be distinguished: contact, information, incentive, coordination, the function of understanding and establishing relationships, as well as the function of exerting influence. Interpersonal relationships consist of three components: communicative, interactive, and perceptual. All these components are interconnected, and each component individually in the process of relationships acquires its own characteristics.

Key words:
INTERPERSONAL RELATIONS, HIGHER EDUCATION INSTITUTION, PROFESSIONAL EDUCATION, STUDENTS, STUDENT AGE, EDUCATIONAL ENVIRONMENT, FUNCTIONS OF INTERPERSONAL RELATIONS, COMPONENTS OF INTERPERSONAL RELATIONS