РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

DEVELOPING WRITING SKILLS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING IN THE UNIVERSITY

Тимкина Юлия Юрьевна, Михайлова Юлия Владимировна

Timkina Yuliya Yurevna, Mikhailova Yuliya Vladimirovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
Иноязычная подготовка обучающихся в высшей школе направлена на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся на уровне, позволяющем осуществлять профессиональную деятельность в иноязычном окружении в устной и письменной формах. Письмо на иностранном языке является сложным продуктивным видом речевой деятельности. Письмо активизирует мыслительные процессы, включающие логическое построение высказывания, определение главной и второстепенной информации, формулирование тезисов, аргументов и выводов. Трудности письма вызывают орфография иностранного языка, грамматические структуры, построение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, логическое соединение абзацев. Обучение письму происходит целенаправленно и опосредованно. При обучении говорению на основе реферирования профессионально ориентированных текстов письмо занимает значимое место. Чтение профессионально ориентированных текстов связано с извлечением необходимой информации, ее обработкой и формированием собственных суждений. Графическая фиксация содержания, ключевых слов, тезисов на данном этапе помогает запоминать, усваивать, структурировать собственное высказывание, создает опору для говорения. Методы фиксации имеют большое значение. Традиционно применяют методы конспектирования, выписывания новых слов и словосочетаний, составление плана и другие. Отмечается, что методы визуализации, такие как метод конспектирования Корнелла и составление ментальных карт обладают рядом преимуществ. На начальном уровне иноязычной подготовки в вузе, на уровне бакалавриата, метод конспектирования Корнелла способствует формированию навыков и умений выявления основной мысли, тезисов и обобщения информации. Благодаря организационной структуре заметок, студенты имеют возможность сначала кратко изложить исходный текст, затем определить тезисы, проанализировать и перефразировать основное содержание. На уровне магистратуры и аспирантуры, когда обучающиеся владеют достаточным набором языковых средств профессионально ориентированной речи, составление ментальных карт способствует структуризации содержания, определению логических связей. Применение данных методов направлено на обучение письму, а также развитие других видов речевой деятельности во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Ключевые слова:
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ, ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПИСЬМО, ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ, ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПИСЬМА, ЧТЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕКСТОВ, РЕФЕРИРОВАНИЕ, НАВЫКИ И УМЕНИЯ ПИСЬМА, ВИЗУАЛИЗАЦИЯ, МЕТОД КОНСПЕКТИРОВАНИЯ КОРНЕЛЛА, МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА
Description:
Students’ foreign language training in a higher school is aimed at the formation of foreign language communicative competence that allows students to carry out professional activities in a foreign language environment in oral and written forms. Writing in a foreign language is a complex productive type of speech activity. The writing activates are important for intellectual operations, they include logical construction of the speech, the definition of the main and secondary information, the formulation of theses, arguments and conclusions. The difficulties of writing are caused by the foreign language spelling, grammatical structures, the construction of complex sentences, and the logical connection of paragraphs. Learning to write is done purposefully and indirectly. Writing occupies a significant place by learning to speak based on the summarization of professionally oriented texts. A professionally oriented text reading is associated with the pursuit of relevant information, its processing and the formation of its own judgments. Graphic fixation of the content, keywords, theses at this stage helps students to memorize, make an acquisition of knowledge, structure own statement and creates a support for speaking. Fixation methods are important. Note-taking method, writing out new words and phrases, drawing up a plan and others are often used. It is noted, that visualization methods such as the Cornell note-taking system and drawing up mental maps have several advantages. Using of Cornell's note-taking method at the undergraduate level contributes to the formation of skills and abilities to identify the main idea, theses and to summarize the information. Due to the organizational structure of the notes, students have the opportunity at first to review the text content, then define theses, analyze and rephrase the main content. Using of mental maps at the level of postgraduate studies, when students possess a sufficient set of language means of professionally oriented speech, contributes to the formation of skills and abilities to structure content and define logical connections. The application of these methods is aimed at developing writing abilities, as well as other types of speech activity in interrelation and interdependence.

Key words:
EARNING A FOREIGN LANGUAGE IN HIGH SCHOOL, TYPES OF SPEECH ACTIVITY, WRITING, WRITING TASKS, WRITING PSYCHOPHYSIOLOGY, READING PROFESSIONALLY ORIENTED TEXTS, REVIEWING, WRITING SKILLS AND ABILITIES, VISUALIZATION, CORNELL NOTE-TAKING SYSTEM, MENTAL MAP