Аннотация:Иноязычная подготовка обучающихся в высшей школе направлена на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся на уровне, позволяющем осуществлять профессиональную деятельность в иноязычном окружении в устной и письменной формах. Письмо на иностранном языке является сложным продуктивным видом речевой деятельности. Письмо активизирует мыслительные процессы, включающие логическое построение высказывания, определение главной и второстепенной информации, формулирование тезисов, аргументов и выводов. Трудности письма вызывают орфография иностранного языка, грамматические структуры, построение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, логическое соединение абзацев. Обучение письму происходит целенаправленно и опосредованно. При обучении говорению на основе реферирования профессионально ориентированных текстов письмо занимает значимое место. Чтение профессионально ориентированных текстов связано с извлечением необходимой информации, ее обработкой и формированием собственных суждений. Графическая фиксация содержания, ключевых слов, тезисов на данном этапе помогает запоминать, усваивать, структурировать собственное высказывание, создает опору для говорения. Методы фиксации имеют большое значение. Традиционно применяют методы конспектирования, выписывания новых слов и словосочетаний, составление плана и другие. Отмечается, что методы визуализации, такие как метод конспектирования Корнелла и составление ментальных карт обладают рядом преимуществ. На начальном уровне иноязычной подготовки в вузе, на уровне бакалавриата, метод конспектирования Корнелла способствует формированию навыков и умений выявления основной мысли, тезисов и обобщения информации. Благодаря организационной структуре заметок, студенты имеют возможность сначала кратко изложить исходный текст, затем определить тезисы, проанализировать и перефразировать основное содержание. На уровне магистратуры и аспирантуры, когда обучающиеся владеют достаточным набором языковых средств профессионально ориентированной речи, составление ментальных карт способствует структуризации содержания, определению логических связей. Применение данных методов направлено на обучение письму, а также развитие других видов речевой деятельности во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Ключевые слова:ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ, ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПИСЬМО, ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ, ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПИСЬМА, ЧТЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕКСТОВ, РЕФЕРИРОВАНИЕ, НАВЫКИ И УМЕНИЯ ПИСЬМА, ВИЗУАЛИЗАЦИЯ, МЕТОД КОНСПЕКТИРОВАНИЯ КОРНЕЛЛА, МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА