РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

IMPLEMENTATION OF THE IDEAS OF THE ACTIVE APPROACH IN HIGHER SCHOOL

ХОХЛЕНКОВА Людмила Анатольевна

KHOKHLENKOVA Lyudmila Anatolyevna

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
Соблюдение университетами требований федеральных государственных образовательных стандартов обуславливает необходимость поиска способов активизации деятельности студента как полноправного субъекта образовательного процесса. Деятельностный подход выступает в качестве одного из основополагающих подходов в подготовке современного компетентного специалиста. Цель статьи заключается в анализе опыта реализации идей деятельностного подхода в профессиональном образовании. Деятельностный подход предполагает активизацию потребности студента в самообразовании, возникновение новых научных, профессиональных и практических интересов обучающегося как самостоятельного субъекта. В статье выделяется многообразие видов деятельности, формирующих профессиональную компетентность студента на основе субъект-субъектных отношений. Среди них специально организованная учебная и общественная, научно-исследовательская и практическая виды деятельности. Раскрыты принципы сотрудничества и взаимопонимания, деятельности и непрерывности, целостности и креативности. Представлено применение инновационных технологий, механизмы и способы реализации деятельностного подхода в электронной среде. Исследование, направленное на изучение готовности студентов вуза к осуществлению будущей профессиональной деятельности, позволило определить возможности деятельностного подхода и уровень готовности обучающихся. Опираясь на полученные данные, была выявлена необходимость дальнейшего совершенствование процесса реализации деятельностного подхода в профессиональном образовании.

Ключевые слова:
деятельностный подход,профессиональное образование,высшая школа,профессиональная деятельность,самообразование,компетентность,компетентностный подход,преподаватель,студент,инновационные технологии,электронные технологии,самостоятельность,готовность к профессиональной деятельности
Description:
Compliance by higher schools with the requirements of federal state educational standards necessitates the search for ways to enhance the student's activity as a full-fledged subject of the educational process. The activity approach acts as one of the fundamental approaches in the training of a modern competent specialist. The purpose of the article is to analyze the experience of implementing the ideas of the activity approach in vocational education. The activity approach assumes the activation of the student's need for self-education, the emergence of new scientific, professional and practical interests of the student as an independent subject. The article highlights the variety of activities that form the professional competence of a student on the basis of subject-subject relations. Among them are specially organized educational and social, research and practical activities. The principles of cooperation and mutual understanding, activity and continuity, integrity and creativity are revealed. The application of innovative technologies, mechanisms and ways of implementing the activity approach in the electronic environment are presented. The study, aimed at studying the readiness of university students to carry out future professional activities, made it possible to determine the possibilities of the activity approach and the level of readiness of students. Based on the data obtained, the need for further improvement of the process of implementing the activity approach in vocational education was identified.

Key words:
activity approach,vocational education,higher school,professional activity,self-education,competence,competence-based approach,teacher,student,innovative technologies,electronic technologies,independence,readiness for professional activity