РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ДИСКУРСА В НАСЛЕДИИ Н.И. НОВИКОВА (НА МАТЕРИАЛЕ ЖУРНАЛА «ПРИБАВЛЕНИЕ К МОСКОВСКИМ «ВЕДОМОСТЯМ»)

REPRESENTATION OF EDUCATIONAL DISCOURSE IN THE HERITAGE OF N.I. NOVIKOV (BASED ON THE MATERIAL OF THE MAGAZINE "ADDITION TO THE MOSCOW "NEWS")

Корниенко Елена Ревовна

Kornienko Elena Revovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению категории «педагогический дискурс» в наследии русского просветителя II половины XVIII века Н.И. Новикова. В связи с этим в статье представлены терминологический «словарь» указанной категории и своеобразие педагогического дискурса Н.И. Новикова. Источниковую базу исследования составляли публицистические тексты издаваемого Н.И. Новиковым журнала «Прибавление к Московским «ведомостям» (1783-1784), имеющие педагогическую направленность. Основной метод, применяющийся в исследовании - дискурсный и лингвостилистический анализы текста. Объектом дискурсного анализа становится языковая форма выражения педагогических вопросов и установок, а его предметом - различные элементы текста, речевые высказывания в их функциональном аспекте. Автор детально рассматривает педагогические работы, объединенные концептом «воспитание». Проведенный анализ заголовков статей представил следующие особенности рамочных компонентов текста: композиционное членение текста; наличие категории завершенности, обусловленной разграничительной функцией заголовков-пунктов, выделяющих подтемы текста; наличие единого концепта «воспитание» с «педагогическими» семами «нравы», «семья», «учение». В ключевой статье журнала выявлен комплекс языковых средств, как-то: специализированная «воспитательная» лексика, императивная форма общения, «воспитательные» эпитеты, стилистические фигуры, реализующие логическую функцию. В результате исследования автор делает вывод, что воспитательный дискурс функционирует в рамках педагогического дискурса, и ставит вопрос о дополнении к классификации дискурсов в лингвистической науке.

Ключевые слова:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДИСКУРС, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ, ДИСКУРСНЫЙ АНАЛИЗ, ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА, КОНЦЕПТ, БАЗИСНЫЕ КОНЦЕПТЫ, ВОСПИТАНИЕ, НРАВЫ, СЕМЬЯ, УЧЕНИЕ, РАМОЧНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТЕКСТА, ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА
Description:
The article focuses on the category «pedagogical discourse» in the heritage of N.I. Novikov, Russian educator of the 2nd half of the 18th century. In this regard, the article presents the terminological «dictionary» of the specified category and the identity of the pedagogical discourse N.I. Novikov. The base of the research is the publicistic texts with a pedagogical orientation published N.I. Novikov in the magazine «Addition to the Moscow "Gazette"» (1783-1784). The main method of the study is discourse and linguistic-stylistic analyses of the text. The linguistic form of the expression of pedagogical issues and attitudes are the object of discourse analysis; the subject of discourse analysis are various elements of the text, the speech statements in their functional aspect. The author details the pedagogical researches, united by the concept «education». The analysis of the articles headings presents the following features of the text framework components: compositional division of the text; the availability of the category «completeness» due to the demarcation function of headings-paragraphs highlighted the subtopics of the text; the availability of a single concept «education» with «pedagogical» semes «morals», «family», «teaching». The key article of the magazine identifies a complex of linguistic means, such as specialized «educational» vocabulary, imperative form of communication, «educational» epithets, stylistic figures implemented a logical function. As a result of the study, the author concludes that educational discourse functions within the framework of pedagogical discourse, and raises the question of supplementing the classification of discourses in linguistic science.

Key words:
PEDAGOGICAL DISCOURSE, EDUCATIONAL DISCOURSE, PUBLICISTIC TEXT, DISCOURSE ANALYSIS, LINGUISTIC-STYLISTIC ANALYSIS OF THE TEXT, CONCEPT, BASIC CONCEPTS, EDUCATION, CUSTOMS, FAMILY, TEACHING, FRAMEWORK COMPONENTS OF THE TEXT, LINGUISTIC MEANS