РОЛЬ КАФЕДРЫ В ВОВЛЕЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

THE ROLE OF THE DEPARTMENT IN INVOLVING STUDENTS IN RESEARCH ACTIVITIES

СТЕПАНОВА Марина Николаевна, КУЗНЕЦОВА Надежда Васильевна

STEPANOVA Marina Nikolaevna, KUZNETSOVA Nadezhda Vasilievna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
Научно-исследовательская активность обучающихся является результатом целенаправленных полисубъектных действий, синергичность которых задается еще при формировании политики вовлеченности студентов в научно-исследовательскую деятельность. Особую роль в этом процессе играет кафедра как основное учебно-научное подразделение вуза, к непосредственным задачам которого относится приобщение студентов к научной работе, руководство их научно-исследовательской деятельностью. Вопрос в том, насколько полно и качественно ее выполнение: достигается ли конечная цель зарождения и развития научного интереса у молодежи, повышения уровня вовлеченности обучающихся в научно-исследовательскую работу, происходит ли в результате проделанной работы приращение новых знаний или данная задача превращается в формальность, опосредованную необходимостью достижения плановых показателей составляемых отчетов. Цель работы состояла в том, чтобы раскрыть роль кафедры в вовлечении обучающихся в научно-исследовательскую деятельность и поддержании их научного интереса. Анализ полученных в ходе инициированного для целей настоящего исследования данных, отражающих мнения обучающихся относительно их вовлечения в научно-исследовательскую деятельность, позволил выявить проблемы организационно-исполнительского характера, лежащие в зоне кафедральных компетенций и предложить меры, корректирующие подход к организации и сопровождению научно-исследовательской деятельности студентов. Результаты исследования демонстрируют доказательность значимости той роли, которую играют кафедры в формировании «научной судьбы» студента. С учетом того, что 70 % студентов не отвергает мысль о возможности участия в научно-исследовательской работе в период обучения в вузе, считает престижным и/или перспективным участие в различных научно-практических мероприятиях, перед ответственными за организацию НИРС ставится задача-минимум - «не растерять» за годы обучения имеющийся потенциал. Самое сложное при этом - это не просто обеспечить выполнение целевых показателей вовлеченности студентов в научно-исследовательскую деятельность, а достичь результата в виде полученных новых знаний и решений, не допуская сведения НИР к формальным процессам, не имеющим конечной ценности, не отвечающим признакам научности.

Ключевые слова:
научно-исследовательская деятельность студентов,научно-исследовательская работа студентов,НИРС,НИД,научная деятельность обучающихся,внеучебные мероприятия,научные мероприятия,кафедра,образование,высшее образование
Description:
The research activity of students is the result of purposeful actions of several subjects, the synergy of which is set even when forming the policy of student involvement in research activities. A special role is played by the department as the main educational and scientific division of the university, whose immediate tasks include introducing students to scientific work, directing their research activities. The question is how complete and high-quality its implementation is. Is the goal of developing scientific interest among young people, increasing the level of involvement of students in research work, is there an increase in new knowledge, or is this task becoming a formality? The purpose of the work was to reveal the role of the department in involving students in research activities and maintaining their scientific interest. The analysis of the data obtained in the course of the study allowed us to identify the problems of organizational and executive nature that lie in the area of the cathedral's competence and to propose measures that correct the approach to the organization and support of students' research activities. The results of the study demonstrate the evidence of the importance of the role that departments play in shaping the "scientific fate" of the student. Taking into account the fact that 70% of students do not reject the idea of the possibility of participating in research work during their studies at the university, consider it prestigious and/or promising to participate in various scientific and practical events, the responsible task is to preserve this potential over the years of study. It is necessary not just to ensure the fulfillment of the target indicators of students ' involvement in research activities, but to achieve the result in the form of new knowledge and solutions, without allowing them to be reduced to formal processes that do not have a final value and do not meet the criteria of scientific character.

Key words:
research activities of students,research work of students,scientific activities of students,extracurricular activities,scientific events,department,education,higher education