РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ROLE OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN SOLVING THE PROBLEM OF RATIONAL ORGANIZATION OF VOCATIONAL GUIDELINES

Курбатова Алла Сергеевна, Зайцева Светлана Александровна

KURBATOVA ALLA SERGEEVNA, ZAITSEVA SVETLANA ALEXANDROVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
Цель статьи - рассмотреть потенциальные возможности педагогических вузов в решении проблемы профориентационной работы в стране. Базой исследования стали публикации, монографии, диссертации отечественных ученых в области организации профориентационной работы, проведен сравнительный анализ данных социологических опросов собранных как самими авторами, так и опубликованных в периодической печати. Результаты. Установлено, что не эффективная организация профориентационной работы приводит к ошибкам в выборе профессии, что является неблагоприятным фактором не только личностного роста, но и наносит ущерб экономике страны. Это диктует необходимость развития нового направления деятельности в условиях педагогических вузов, которые могут стать региональными центрами профориентации, осуществляя методическое руководство и координационную деятельность, сопровождая и поддерживая профориентационную работу школ, создавая программы подготовки специалистов профориентационного консультирования (советников по профориентации). Научная новизна: в статье предложена новая схема организации профориентационной работы, доказана необходимость применения системно-деятельностного подхода, базирующегося на преемственности всех ступеней образования. Практическая значимость: основные положения статьи могут стать основой актуальных профориентационных проектов, учитывающих и социально-экономические интересы государства, и потребности субъектов профориентационного выбора.

Ключевые слова:
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ, ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ПАЛЕТКА ПРОФЕССИЙ, НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ, СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФОРИЕНТАЦИИ
Description:
The purpose of the article is to consider the potential of pedagogical universities in solving the problem of career guidance in the country. The research was based on publications, monographs, and dissertations by Russian scientists in the field of career guidance, a comparative analysis of the data of sociological surveys collected both by the authors and published in periodicals was carried out. The results. It is established that the ineffective organization of career guidance leads to errors in choosing a profession, which is an unfavorable factor not only for personal growth, but also harms the country's economy. This dictates the need to develop a new direction of activity in the conditions of pedagogical universities, which can become regional career guidance centers, providing methodological guidance and coordination activities, accompanying and supporting career guidance schools, creating training programs for career counseling specialists (career counseling counselors). Scientific novelty: the article proposes a new scheme for organizing career guidance work, proves the need for a system-activity approach based on the continuity of all levels of education. Practical relevance: the main provisions of the article can become the basis of relevant career guidance projects that take into account the socio-economic interests of the state and the needs of subjects of career guidance choices.

Key words:
CAREER GUIDANCE, CAREER GUIDANCE SYSTEM, CAREER GUIDANCE COUNSELING, PROFESSIONS PALETTE, PROFESSIONAL SKILLS, SYSTEM-ACTIVITY APPROACH TO CAREER GUIDANCE