РОЛЬ ПОВЕДЕНЧЕСКО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

THE ROLE OF BEHAVIORAL-PROCEDURAL COMPONENT IN THE FORMATION OF THE REFLEXIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

Мухаметшина Ольга Викторовна, Кусарбаев Ринат Ишмухаметович, Калугина Елизавета Владимировна

Mukhametshina Olga Viktorovna, Kusarbaev Rinat Ishmuhametovitch, Kalugina Elizaveta Vladimirovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
В настоящее время общество нуждается в специалистах высокого уровня, способных быстро адаптироваться к меняющимся условиям. В связи с этим одной из целей обучения студентов в вузе является формирование у них рефлексивной компетенции, которая играет большую роль в профессиональном становлении личности. Для будущих учителей комплекс профессиональных навыков, умений и качеств личности выступает основным критерием профессионализма. Подтверждение этому можно найти в научных исследованиях, диссертационных работах, учебных пособиях и журналах. Несмотря на достаточно большое количество теоретических и практических работ, посвященных данному вопросу, многие аспекты профессиональной подготовки будущих учителей остались вне поля зрения исследователей и практиков. Недостаточно разработано также методическое обеспечение данного процесса. Достижение оптимального уровня сформированности рефлексивной компетенции в процессе подготовки квалифицированных специалистов проявляется в том, что студенты умеют выстраивать межличностные отношения с коллегами, достигать поставленные цели, проводить рефлексию собственной профессиональной деятельности. Одной из составляющих системы формирования рефлексивной компетенции у будущих учителей является поведенческо-процессуальный компонент, структура и роль которого раскрываются в данной статье.

Ключевые слова:
РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, ПОВЕДЕНЧЕСКО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ, КОММУНИКАЦИЯ, ИГРА, ТРЕНИНГ, ДЕЛОВАЯ ИГРА
Description:
Currently, the society needs high-level specialists who are able to quickly adapt to changing conditions. In this regard, one of the goals of teaching students at the University is the formation of their reflective competence, which plays an important role in the professional development of the individual. For future teachers the complex of professional skills, abilities and qualities of the person acts as the main criterion of professionalism. Confirmation of this can be found in scientific research, dissertations, textbooks and journals. Despite quite a large number of theoretical and practical works devoted to this issue, many aspects of professional training of future teachers remained out of the field of view of researchers and practitioners. Methodological support of this process is also insufficiently developed. Achieving the optimal level of reflexive competence formation in the process of training qualified specialists is manifested in the fact that students are able to build interpersonal relationships with colleagues, achieve goals, conduct reflection of their own professional activities. One of the components of the system of formation of reflexive competence of future teachers is the behavioral-procedural component, the structure and role of which are disclosed in this article.

Key words:
REFLEXIVE COMPETENCE, BEHAVIORAL-PROCEDURAL COMPONENT, COMMUNICATION, GAME, TRAINING, BUSINESS GAME