СЕМИОЗИС МЕТАТЕКСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ

SEMIOSIS OF METATEXT IN LITERARY COMMUNICATION

КУЗНЕЦОВА Анна Владимировна

KUZNETSOVA Anna Vladimirovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению разноуровневых связей метатекста в процессе его семиозиса в художественной коммуникации. Автор использует метатекст с целью задания определенных координат рефлексивно-интерпретативного пространства художественного текста как результата его речемыслительной деятельности. Метатекстовые элементы реализуют текстообразующие функции, поскольку позволяют автору дополнительно представить и компоненты индивидуально-авторской картины мира. Цель статьи заключается в выявлении специфики семиозиса метатекста в художественной коммуникации на материале вводного эпизода повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». В результате анализа данного фрагмента определено, что метатекст способен не только осуществлять семиотические связи с текстом, полноправной структурной частью которого он является, но и репрезентировать этот текст в «свернутой» форме, тем самым обнаруживая собственную диалектическую природу. В анализируемом метатексте манифестированы и вербализаторы рефлексии рассказчика над своим речевым поведением, и маркеры семиозиса метатекста как такого текстового знака, денотатом которого выступает целостный текст повести, - такова, например, концептуальная метафора Природа - Человек . Метатекст-вводный эпизод позволяет реализовать в повести кольцевую композицию и акцентирует внимание читателя на имплицированных смыслах художественного текста и авторской интенции.

Ключевые слова:
метатекст,художественный текст,авторская интенция,индивидуально-авторская картина мира,концептуальная метафора,художественная коммуникация,рефлексивно-интерпретативное пространство
Description:
The article is devoted to the consideration of the multilevel connections of the metatext in the process of its semiosis in literary communication. The author uses the metatext in order to set certain coordinates of the reflexive-interpretive space of an literary text as a result of its speech-thinking activity. Metatextual elements implement text-forming functions, since they allow the author to additionally present the components of the individual author's picture of the world. The purpose of the article is to identify the specifics of the semiosis of metatext in literary communication based on the introductory episode of the story by L.N. Tolstoy's "Hadji Murad". As a result of the analysis of this fragment, it was determined that the metatext is able not only to make semiotic connections with the text, of which it is a full-fledged structural part, but also to represent this text in a minimized form, thereby revealing its own dialectical nature. In the analyzed metatext, both the verbalizers of the narrator's reflection on his speech behavior, and the markers of the semiosis of the metatext as such a text sign, the denotation of which is the whole text of the story, are manifested - such is, for example, the conceptual metaphor Nature - Man . The metatext-introductory episode makes it possible to implement a circular composition in the story and focuses the reader's attention on the implicit meanings of the literary text and the author's intention.

Key words:
metatext,literary text,author's intention,individual author's picture of the world,conceptual metaphor,literary communication,reflective-interpretive space