СИНЕСТЕЗИЯ В РУССКОЯЗЫЧНОМ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

SYNESTHESIA IN THE RUSSIAN FINE ART DISCOURSE

Агапова Ольга Владиславовна

AGAPOVA OLGA VLADISLAVOVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
Статья посвящена феномену эстетической синестезии - межсенсорным взаимодействиям, отраженным вербально в текстах, интерпретирующих произведения изобразительного искусства. Синестезия является отличительной чертой специального подъязыка искусствоведения. Синестезия (из греч.-(syn) «союз», и (-aisthesis) «ощущение») - междисциплинарный феномен с разнообразием толкований и методов исследований. За последние десятилетия возрос интерес ученых к этому явлению. В статье синестезия рассматривается как языковая метафора. Целью исследования является изучение механизмов функционирования синестетических образований в русскоязычном искусствоведческом дискурсе. В работе представлены основные группы искусствоведческих терминов русского языка, являющихся часто встречающимися ядерными компонентами синестетических сочетаний, а также классификация по видам ощущений и восприятий периферийных модальностей синестетических сочетаний. В ходе исследования русскоязычного материала установлены частотность и разнообразие употребления периферийных модальностей синестетических сочетаний. Дальнейшее исследование ядерных и периферийных модальностей синестетических сочетаний специального подъязыка искусствоведения позволит сформировать базу готовых конструкций синестетических сочетаний искусствоведческого дискурса и определить роль данных языковых номинативных средств в дискурсообразующем лексиконе.

Ключевые слова:
СИНЕСТЕЗИЯ, ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СИНЕСТЕЗИЯ, ИНТЕРМОДАЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, БАЗОВЫЕ И ПЕРИФЕРИЙНЫЕ ТИПЫ ОЩУЩЕНИЙ, ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ ДИСКУРС
Description:
The article deals with the phenomenon of aesthetic synesthesia - inter-sensorial interactions verbally reflected in the texts interpreting works of art. Synesthesia is the hallmark of the special sublanguage of arts. Synesthesia (from the Greek. - (syn) “union”, and (-aisthesis) “sensation”) is an interdisciplinary phenomenon with a variety of interpretations and research methods. Over the past decade, scientists have been taking an increasing interest in it. The article considers synesthesia as a language metaphor. The analysis of the Russian fine art discourse allows to identify the intra-lingual specificity of synesthetic combinations. The author studies the functioning mechanisms of synesthetic formations in the Russian art discourse. The author proposes the basic groups of the Russian fine art terms, which often serve as nuclear components of synesthetic combinations. The researcher also classifies the types of perception of peripheral modalities of synesthetic combinations. Relying on the analysis of the Russian linguistic material the author identifies the frequency of use and diversity of peripheral modalities of synesthetic combinations. Further research on the nuclear and peripheral modalities of synesthetic combinations of the special sublingual of arts will allow us to form a database of ready-made constructions of synesthetic combinations of art discourse and to determine the role of these language nominative means in the discourse-forming vocabulary.

Key words:
SYNESTHESIA, AESTHETIC SYNESTHESIA, INTER-MODAL PERCEPTIONS, BASIC AND PERIPHERAL PERCEPTIONS, FINE ART DISCOURSE