СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ГНЕЗДА И СЕМАНТИКА СЛОВ ПРОИЗВОДНЫХ ОТ КОНЦЕПТА «ИНТЕЛЛЕКТ» В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (В СОПОСТАВЛЕНИИ С НЕМЕЦКИМ И ТАЙСКИМ ЯЗЫКАМИ)

DERIVATIONAL NESTS AND SEMANTICS OF WORDS DERIVED FROM CONCEPT “INTELLECT” IN RUSSIAN LANGUAGE (IN COMPARISON WITH GERMAN AND THAI LANGUAGES)

Аруноаст Парит, Чусуван Критсада

AROONOAST PARIT, CHUSUWAN KRITSADA

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(27) 31.05.2019

Аннотация:
Настоящая статья посвящена изучению структуры концепта в словообразовательном аспекте как явления, которым во многих случаях подробно объясняется человеческое сознание и выявляется отношение человека к окружающему миру. Кроме того, при исследовании структуры концепта устанавливается ассоциативно-семантическое поле, что позволяет эксплицировать те или иные психолингвистические значения лексемы в сознании носителя определенного языка. В соответствии с вышесказанным в настоящей статье рассматриваются репрезентации концепта «интеллект» в русском, немецком и тайском языках посредством сопоставительного анализа префиксального и суффиксального способов словообразования и определения словообразовательных гнезд и микроконцептов, производных от имени существительного «интеллект», а также рассматриваются результаты свободного ассоциативного эксперимента на базе анализа концепта «интеллект» в указанных языках. Представлен анализ словообразовательных гнезд и семантики слов, производных от концепта «интеллект», из толковых и словообразовательных словарей русского, немецкого и тайского языков, с одной стороны, и данных из национальных корпусов русского, немецкого и тайского языков, полученных в результате психолингвистического ассоциативного эксперимента, с другой стороны. Предлагается также анализ соотношения ассоциативного поля, представленного в лексико-семантических группах (ЛСГ), с формами слов, производных посредством префиксов и суффиксов. Основными исследовательскими методами являются описательный метод, метод анализа словообразовательной структуры лексического гнезда, метод свободного ассоциативного эксперимента и метод сравнительно-сопоставительного анализа. Результаты обсуждаемого исследования могут быть использованы российскими и зарубежными вузами при разработке курсов лекций по лингвокультурологии и межкультурной коммуникации, а также по практике преподавания русского, немецкого и тайского языков как иностранных.

Ключевые слова:
КОНЦЕПТ, ИНТЕЛЛЕКТ, СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ГНЕЗДА, СЕМАНТИКА ПРОИЗВОДНЫХ СЛОВ, ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Description:
The article deals with the study in a word-formation aspect of the structure of a concept as a phenomenon, which in many cases helps to explain in detail the human consciousness and reveal the attitude of a person towards the world around him/her. In addition, when studying the structure of a concept, an associative-semantic field is established, what makes it possible to explicate certain psycholinguistic meanings of a lexeme in the mind of a particular language native speaker. In accordance with the foregoing, the article discusses representations of the concept “intellect” in Russian, German and Thai through a comparative analysis of prefixal and suffixal methods of word formation and a determination of derivational nests and micro-concepts derived from the noun “intellect”, and considers the results of a free association experiment based on the analysis of the concept "intellect" in the said languages. The analysis of derivational nests and semantics of words derived from the concept “intellect” and provided in the explanatory and derivational dictionaries of the Russian, German and Thai languages, on the one hand, and data from national Russian, German and Thai corpuses obtained in the psycholinguistic association experiment, on the other hand is presented. The paper analyses the correlation of the associative field represented in various lexico-semantic groups (LSG), with the forms of words derived by means of prefixes and suffixes. The main research methods applied are the descriptive method, the method of analysis a lexical nest word-formation structure, the method of free association experiment and the method of comparative and contrastive analysis. The results of the research can be used by Russian and foreign universities in developing courses of lectures on cultural linguistics and intercultural communication, as well as on the practice of teaching Russian, German and Thai as foreign languages.

Key words:
concept, intellect, derivational families of words, semantics of derived words, psycholinguistic associative experiment