СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ФУНКЦИИ ФЕНОМЕНА КОММУНИКАЦИИ

THE STRUCTURE, SPECIFIC ASPECTS AND FUNCTIONS OF THE CONCEPT “COMMUNICATION”

РООТ Эвелина Владимировна

ROOT Evelina Vladimirovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Цель: охарактеризовать и обобщить описанные в научных исследованиях определения понятия «коммуникация», уточнить структуру, особенности и функции этого феномена, выявить факторы, наибольшим образом влияющие на эффективность коммуникации, исходя из методов описательного и сопоставительного анализов. Методы: описательный метод, основанный на обобщении фактов и выявлении в повторяющихся явлениях закономерностей и сопоставительный анализ, основанный на интеграции подходов различных дисциплин, таких как лингвистика, психолингвистика, психология, социолингвистика на уровне целеполагания, уточнения структуры и особенностей, чему способствует междисциплинарность понятия «коммуникация». Результаты: современные модели коммуникации основаны на первой модели, созданной Аристотелем, которая состояла из трех компонентов: оратора, предмета коммуникации и слушателя и адаптируются к ситуации в зависимости от цели. Выводы: в статье рассмотрена структура некоторых существующих моделей коммуникации, уточняется и обобщается понятие «коммуникация», акцентируется внимание на роли экстралингвистических факторов, влияющих на эффективность коммуникации, что особенно актуально для построения модели профессиональной коммуникации.

Ключевые слова:
коммуникация,коммуникативный акт,инженерное образование,межкультурное взаимодействие,коммуникатор,коммуникант,субъект,объект,ФГОС,профессиональное образование
Description:
The purpose: to characterize and generalize the definitions of the concept “communication” described in various scientific researches, to clarify the structure, specific aspects and functions of this phenomenon, to identify the factors that mostly affect the effectiveness of communication relying on the methods of descriptive and comparative analyses. Methods: a descriptive method based on generalizing facts and identifying consistency in regular phenomena and comparative analysis based on the integration of various disciplines approaches, such as linguistics, psycholinguistics, psychology, sociolinguistics at the level of goal-setting, clarifying the structure and characteristics, which is facilitated by the interdisciplinarity of the concept “communication”. Results: modern communication models are based on the first Aristotle model which consisted of three components: the speaker, the subject of communication, the listener and are adapted to the situation depending on the purpose. Conclusion: The article analyses the structure of some existing communication models, clarifies and generalizes the concept of “communication”, emphasizes the role of extralinguistic factors that affect the communication effectiveness, which is especially important for creating a professional communication model.

Key words:
communication,communicative act,engineering education,cultural interaction,communicator,communicant,professional education,Federal State Educational Standards