СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ кадров

SOCIAL PARTNERSHIP AS ONE OF THE PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR PROFESSIONAL TRAINING

Шкиль Ольга Сергеевна, Гаврилюк Евгения Андреевна

Shkil Olga Sergeevna, Gavrilyuk Evgeniya Andreevna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
В связи с реализацией многоуровневого образования в системе профессионального образования, ориентированного на удовлетворение запросов регионального рынка труда к качеству подготовки молодых специалистов, актуальным вопросом в педагогической науке становится развитие взаимодействия между образовательными организациями и бизнес-структурами в подготовке высококвалифицированных кадров. В данной статье рассматривается социальное партнерство как одно из педагогических условий профессиональной подготовки кадров. Социальное партнерство в системе профессионального образования рассматривается с разных позиций. Однако в отечественной практике развития взаимодействия бизнес-структур с университетами существенное внимание уделяется формам организации этого процесса, а не развитию долгосрочного партнерства. Такой подход упрощает взаимоотношения профессионального образования с работодателями в образовательном процессе. Приоритетным становится разработка модели долгосрочного социального партнерства вузов с бизнес-структурами, которая содержит целевой, организационно-методический, процессуально-деятельностный, результативный компоненты и характеризуется наличием нескольких уровней вовлечения работодателей в профессиональную подготовку кадров: осведомленность; вовлеченность; поддержка; спонсорство; стратегическое партнерство. Развитие системы долгосрочного социального партнерства вузов с бизнес-структурами позволяет осуществлять подготовку будущих выпускников, не только максимально приближенную к их будущей профессиональной деятельности, но и способствующую успешной профессиональной адаптации будущих специалистов в профессиональной среде.

Ключевые слова:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, РАБОТОДАТЕЛИ, КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД, ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ
Description:
In connection with the implementation of multi-level education in vocational training system, oriented towards fulfilling the regional labor market needs for the quality of young professionals training, a challenging issue in pedagogical science is the development of interaction between educational organizations and business structures in training knowledge workforce. The article considers social partnership as one of the pedagogical conditions for professional training. Social partnership in vocational training system is observed from different positions. However, in the domestic practice of developing cooperation between business structures and universities, considerable attention is given to the forms of the process organization, rather than to the development of long-term partnership. Such approach simplifies the relationship of vocational training with employers in the field of staff training. The preference is given to developing a model of long-term social partnership between universities and business structures, which includes the target, organizational and methodological, procedural and activity, resultative components and is characterized by several levels of involving employers in professional staff training: awareness; involvement; support; sponsorship; strategic partnership. Developing a system of long-term social partnership between universities and business structures allows for the training of future graduates, not only highest approximate to their future professional activities, but also contributing to the successful professional adaptation of future specialists in the professional environment.

Key words:
PROFESSIONAL EDUCATION, EMPLOYERS, COMPETENCY-BASED APPROACH, PRACTICE-ORIENTED TRAINING, PROFESSIONAL ACTIVITIES, SOCIAL PARTNERSHIP, PROFESSIONAL ADAPTATION, PROFESSIONAL COMPETENCIES, COMPETITIVE SPECIALIST