СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

SOCIO-CULTURAL ASPECT IN THE FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

Мухаметшина Ольга Викторовна, Калугина Елизавета Владимировна, Кусарбаев Ринат Ишмухаметович, Матушак Алла Федоровна, Павлова Ольга Юрьевна

MUKHAMETSHINA OLGA VIKTOROVNA, KALUGINA ELIZAVETA VLADIMIROVNA, KUSARBAEV RINAT ISHMUHAMETOVICH, MATUSZAK ALLA FEDOROVNA, PAVLOVA OLGA YURYEVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
Происходящие в жизни современного общества изменения накладывают свой отпечаток и на сферу образования. Высшая школа ставит своей целью воспитание личности, активной в социуме и способной адаптироваться к меняющимся жизненным условиям. Осуществление будущими учителями эффективной профессиональной деятельности невозможно без совершенствования профессиональной коммуникативной подготовки. В настоящее время в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих учителей на первый план выступают вопросы, связанные с взаимодействием языка и культуры. Межкультурной коммуникации в рамках учебного курса способствует реализация различных подходов и коммуникативных методов. Наиболее наглядным, на наш взгляд, выступает социокультурный подход, который является методологическим подходом на базе системного подхода. Процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции мы рассматриваем как состоящую из взаимосвязанных друг с другом элементов систему. Применение на занятиях профессионально направленных ситуаций вариативного характера имитирует условия естественного общения будущих специалистов, что является важным условием продуктивной подготовки учителей с позиции социокультурного подхода. В контексте диалога культур методические материалы должны обладать не только познавательно-образовательной ценностью, но и аутентичностью и разнообразием.

Ключевые слова:
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД, КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, КОММУНИКАТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ
Description:
The changes that are taking place in the life of modern society also have an impact on the sphere of education. Higher school aims to educate a person who is active in society and able to adapt to changing life conditions. It is impossible for future teachers to carry out effective professional activities without improving professional communication training. Currently, in the process of forming foreign language communicative competence of future teachers, issues related to the interaction of language and culture come to the fore. The implementation of various approaches and communication methods contributes to intercultural communication in the course. The most obvious, in our opinion, is the socio-cultural approach, which is a methodological approach based on the system approach. We consider the process of forming a foreign language communicative competence as a system consisting of interrelated elements. The use of professionally directed situations of a variable nature in the classroom simulates the conditions of natural communication of future specialists, which is an important condition for productive training of teachers from the position of the socio-cultural approach. In the context of the dialogue of cultures, methodological materials should have not only cognitive and educational value, but also authenticity and diversity.

Key words:
SOCIOCULTURAL APPROACH, SYSTEM APPROACH, COMMUNICATIVE COMPETENCE, COMMUNICATIVE METHODS, PROBLEM SITUATIONS