СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА

THE MODERN SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT AND FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF THE PRESCHOOL CHILD

Батенова Юлия Валерьевна, Волчегорская Евгения Юрьевна, Емельянова Ирина Евгеньевна

Batenova Yulia Valeryevna, Volchegorskaya Evgeniya Yuryevna, Emelyanova Irina Evgenyevna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
В представленной статье обосновывается необходимость рассмотрения современного Детства в контексте принципиально значимых изменений социокультурной среды. Анализируется отношение к Детству, специфика становления личности ребенка и изменения в системе его взаимоотношений со взрослым. Отмечается ряд парадоксов и противоречий современной социальной ситуации развития дошкольника. Один из которых заключается в том, что сегодня можно констатировать снятие «табу» при одновременном отсутствии доверия к растущему человеку, то есть стремление родителей значительно ограничивать, как проявление активности, так и самостоятельность ребенка. Результатом воздействия совокупной силы указанных в статье факторов являются снижение показателей, характеризующих когнитивное развитие дошкольников, сужение уровня формирования сюжетно-ролевой игры, приводящее к недостаточности развития мотивационно-потребностной сферы и произвольности, и, как следствие, несформированность мозговых структур ребенка. Обозначена проблема трансформации информационного пространства ребенка, порождающая большое количество психолого-педагогических вопросов. С одной стороны, дефицит социальной компетентности детей младшего школьного возраста, рост экранной зависимости, обеднение коммуникационной сферы детей, рост эмоциональных проблем, аффективной напряженности, с другой стороны, увеличение числа детей, обладающих особым мышлением (общая одаренность), выход на первый план не развлечения, а поиск смысла жизни, рост критичности по отношению к Взрослым. Авторами отмечается, что блокировать эти риски можно, формируя и повышая информационную культуру всех субъектов образовательного пространства.

Ключевые слова:
ДОШКОЛЬНИК, ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА, СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ, ИНФОСОЦИАЛИЗАЦИЯ, СМИ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Description:
The article substantiates the need to consider modern Childhood in the context of fundamentally significant changes in the socio-cultural environment. The author analyzes the attitude to Childhood, the specifics of the formation of the child's personality and changes in the system of its relationship with an adult. Are noted something of paradoxes and contradictions of the modern social situation of preschool child development. One of which is that today we can state the removal of the "taboo" while the lack of confidence in the growing person, that is, the desire of parents to significantly limit both the manifestation of activity and independence of the child. The result of cumulative forces referred to in article factors are the reduction of indicators of cognitive development preschoolers, narrowing the level of formation of role play, leading to failure of development of motivational-requirement sphere and of arbitrariness, and, consequently, incompleteness of brain structures of a child. The problem of transformation of the information space of the child, generating a large psychological questions. On the one hand, the lack of social competence of children of primary school age, the growth of screen dependence, impoverishment of the communication sphere of children, the growth of emotional problems, affective tension, on the other hand, the increase in the number of children with special thinking (General giftedness), coming to the fore is not entertainment, but the search for the meaning of life, the growth of criticality towards Adults. The authors note that these risks can be blocked by forming and increasing the information culture of all subjects of the educational space.

Key words:
PRESCHOOLER, INFORMATION CULTURE, SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT, INFORMATION SOCIALIZATION, MEDIA, INFORMATION SPACE