Аннотация:В представленной статье обосновывается необходимость рассмотрения современного Детства в контексте принципиально значимых изменений социокультурной среды. Анализируется отношение к Детству, специфика становления личности ребенка и изменения в системе его взаимоотношений со взрослым. Отмечается ряд парадоксов и противоречий современной социальной ситуации развития дошкольника. Один из которых заключается в том, что сегодня можно констатировать снятие «табу» при одновременном отсутствии доверия к растущему человеку, то есть стремление родителей значительно ограничивать, как проявление активности, так и самостоятельность ребенка. Результатом воздействия совокупной силы указанных в статье факторов являются снижение показателей, характеризующих когнитивное развитие дошкольников, сужение уровня формирования сюжетно-ролевой игры, приводящее к недостаточности развития мотивационно-потребностной сферы и произвольности, и, как следствие, несформированность мозговых структур ребенка. Обозначена проблема трансформации информационного пространства ребенка, порождающая большое количество психолого-педагогических вопросов. С одной стороны, дефицит социальной компетентности детей младшего школьного возраста, рост экранной зависимости, обеднение коммуникационной сферы детей, рост эмоциональных проблем, аффективной напряженности, с другой стороны, увеличение числа детей, обладающих особым мышлением (общая одаренность), выход на первый план не развлечения, а поиск смысла жизни, рост критичности по отношению к Взрослым. Авторами отмечается, что блокировать эти риски можно, формируя и повышая информационную культуру всех субъектов образовательного пространства.
Ключевые слова:ДОШКОЛЬНИК, ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА, СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ, ИНФОСОЦИАЛИЗАЦИЯ, СМИ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО