СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРОВЕДЧЕКОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

SPECIFICS OF THE CULTUROLOGICAL COMPONENT IN PROFESSIONALLY ORIENTED RUSSIAN LANGUAGE TEACHING TO FOREIGN SERVICEMEN

ДЕЙКИНА Алевтина Дмитриевна, АНИСИНА Юлия Викторовна

DEIKINA Alevtina Dmitrievna, ANISINA Yulia Viktorovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Ввиду сложившейся социальной ситуации, сделавшей особенно острыми вопросы, связанные с мировоззрением, в настоящее время существенно возросла значимость дисциплин социокультурной направленности в обучении всех контингентов учащихся и особенно военнослужащих, несущих ответственность за судьбу мира. Рассматривая культуроведение, страноведение и лингвострановедение как постоянно присутствующее в языковом учебном процессе взаимообусловленное неделимое целое, авторы полагают, что это целое имеет иерархическое строение, и представляют реализацию его составляющих в виде цепочки: культуроведение → страноведение → лингвострановедение. В ходе исследования сделан вывод о первостепенной роли рассматриваемых дисциплин в плане решения социально-адаптационных проблем, возникающих перед иностранцами, впервые приехавшими на учёбу в Россию. На основании того, что наука понимается как часть национального достояния и входит в систему духовных ценностей человека, внутри культуроведческого содержания авторами выделяется более узкий «канал» включения сведений о стране изучаемого языка - страноведческий, который сориентирован на избранную профессию иностранных обучающихся и предполагает информирование о стране в том объёме, в котором это востребовано специалистами того или иного профиля. В предлагаемой статье культуроведческий компонент трактуется как предметно-содержательная составляющая профессионально ориентированного обучения РКИ, формирующая основные представления иностранных военнослужащих о стране изучаемого языка с точки зрения её культурной перспективы и ретроспективы, а именно: осведомляющая о всемирно известных персоналиях и тех историко-культурных событиях в профессиональной области, которые имеют общецивилизационную значимость.

Ключевые слова:
культуроведческий компонент,профессионально ориентированное обучение,культуроведение,страноведение,лингвострановедение,иностранные военнослужащие
Description:
In view of the current social situation that has rendered a particular acuteness to the world view issues, the importance of socially and culturally oriented sciences in education of all cohorts of students and especially of servicemen who are responsible for the fate of the world has now significantly increased. Regarded as an interdependent indivisible whole being essential of the language learning process, the cultural, regional and country studies through language are believed to have a hierarchical structure, and the components of this whole are shown to fulfill themselves through the following chain: Culture Studies → Regional Studies → Country Studies. It is found in the course of the research that the discussed sciences play a primary role in addressing the social and adaption problems faced by foreigners who first come to study in Russia. Based on the fact that science is understood as part of the national heritage and the system of human spiritual values, the culturological content is proved to include a narrower ‘channel’ for adding information about the target language country, i.e., the one pertaining to regional studies, which is oriented to the occupation foreign students choose, and implies country facts to be given to the extent needed to professionals in particular fields. The paper approaches the culturological component as a substantive part of the professionally oriented Russian language teaching process, which contributes to the basic understanding of the target language country in foreign military men in terms of the country’s cultural perspective and retrospective, as well as of achievements and developments in the professional field since it provides information about world-famous personalities and historical or cultural events of both common civilizational and high professional significance.

Key words:
culturulogical component,professionally oriented teaching / learning,cultural studies,regional studies,country studies through language,foreign servicemen