СПОРТИВНЫЕ НЕОЛОГИЗМЫ КАК СРЕДСТВО ОБЪЕКТИВАЦИИ УНИВЕРСАЛЬНОГО В НЕМЕЦКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА

SPORTS NEOLOGISMS AS A MEANS OF OBJECTIFYING THE UNIVERSAL IN THE GERMAN LANGUAGE WORLD PICTURE

ШЕМЧУК Юлия Михайловна

SHEMCHUK Yuliya Mikhailovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Цель исследования: рассмотреть спортивные неологизмы как средство объективации универсального в немецкой языковой картине мира. Во введении приводится определение спортивных неологизмов. В работе выполнен их анализ на основе данных портала Института немецкого языка в Мангейме www.owid.de. Новизна исследования состоит в том, что впервые универсальное в немецкой языковой картине мира представлено спортивными неологизмами, обладающими большим исследовательским потенциалом и практической значимостью для широкого круга лиц, интересующегося проблемами спорта. Методологической основой данного исследования стал, прежде всего, когнитивный подход как основной и семасиологический как сопутствующий. Актуальность исследования обусловлена широким распространением спорта во всех странах мира, а значит появлением в последние годы работ, в которых рассматриваются спортивные лексемы на материале различных языков. Результаты: Проведенный анализ немецких спортивных неологизмов показал, что подавляющее большинство лексем являются словами английского происхождения, что свидетельствует о лексическом способе объединения различных культур. Спортивные неологизмы, возникшие по существующим в немецком языке словообразовательным моделям или путем переосмысления имеющихся лексем, также не отражают национальной ментальности в номинативной системе родного языка. Предлагаются перспективы дальнейшего изучения немецких спортивных неологизмов в разных аспектах: типологическом, метаязыковом и нормативном.

Ключевые слова:
спорт,термин,неологизм,спортивный неологизм,языковая картина мира,заимствование,универсальное,немецкий язык
Description:
Objective of the article: to consider sports neologisms as a means of objectifying the universal in the German language world picture. The introduction provides a definition of sports neologisms. This paper analyzes them based on data from the portal of the German language Institute in Mannheim www.owid.de. The novelty of the research is that for the first time the universal in the German language picture of the world is represented by sports neologisms that have great research potential and practical significance for a wide range of people interested in sports problems. The methodological basis of this research is primarily the cognitive approach as the main one and the semasiological approach as the accompanying one. The relevance of the research is due to the wide spread of sports in all countries of the world, which means the appearance in recent years of works that consider sports lexemes on the material of various languages. Results: the analysis of German sports neologisms showed that the vast majority of lexemes are words of English origin, which indicates the lexical way of combining different cultures. Sports neologisms that have emerged based on existing word-formation models in German or by reinterpreting existing lexemes also do not reflect the national mentality in the nominative system of the native language. Prospects for further study of German sports neologisms in various aspects: typological, metalanguage, and normative are offered.

Key words:
sport,term,neologism,sports neologism,language world picture,borrowing,universal,German