СПОСОБЫ ТРАНСЛЯЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

EDUCATIONAL ACTIVITY AS A FORM OF TRANSMITTING CULTURAL VALUES

Кочеткова Ирина Степановна, Каменная Елена Олеговна

KOCHETKOVA IRINA STEPANOVNA, KAMENNAYA ELENA OLEGOVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
Статья посвящена проблемам формирования ценностной сферы молодежи в условиях вузовской среды. Приобретение ценностных установок - это неотъемлемая часть процесса образования. Начальный этап формирования личностных ценностей и смыслов происходит именно в подростковом и юношеском возрасте. В статье представлен эмпирический анализ динамики ценностных ориентаций обучающихся Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), рассматривается понятие «ценность», его понимание современной молодёжной средой возрастных групп шестнадцати, семнадцати и восемнадцати лет. Процесс формирования ценностных ориентаций происходящий в этом возрасте, обусловлен отсутствием устоявшихся критериев и позволяет использовать своего рода пластичность обучающихся, готовность к восприятию нового. В статье обращается внимание на образовательный фактор, а именно гуманитарное образование, имеющее первостепенное значение в формировании ценностных ориентаций молодёжи. Такие предметы, как «История», «Мировая культура и искусство» знакомят с гуманистическими идеалами, историческими примерами бескорыстного служения Отечеству, образцами шедевров мирового искусства, воплощающих аксиологическую функцию искусства. Цель статьи - представить возможные виды занятий и систему оценки образовательных результатов, направленных на формирование ценностной картины мира учащихся. Рассмотрена реализация возможных методик и способов ведения занятий с учетом возрастной категории обучающихся и образовательных задач. Рассматриваются возможности использования интерактивных форм обучения в активизации познавательной деятельности, направленной на формирование системы ценностей. Авторы делают вывод о том, что при разработке отдельных видов заданий, как способов трансляции культурных ценностей в ходе образовательной деятельности, а также вариантов проведения занятий, учет возрастной группы и доминирующих личностных ценностей позволит сделать образовательный процесс наиболее эффективным. Практическая значимость работы состоит в том, что основные положения статьи могут быть использованы в образовательной деятельности для проектирования вариантов форм и методов проведения занятий на различных уровнях образовательной деятельности.

Ключевые слова:
АКСИОЛОГИЯ, ЦЕННОСТИ, ОЦЕНКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ЛИЧНОСТЬ, ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ, ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Description:
The article is devoted to the problems of the formation of value system of youth in a university environment. The acquisition of a value systems is an integral part of the educational process. The initial stage of the formation of personal values and narratives occurs precisely during adolescence and youth. The article presents an empirical analysis of the dynamics of value system of students of the Vladivostok State University of Economics and Service (VSUES). The article studies the concept of “value”, its understanding by the modern youth environment of the age groups of sixteen, seventeen and eighteen years old. The process of the formation of value system during this age is determined by the absence of established criteria and allows to use a so called plasticity of students and their readiness to perceive the new. The article draws attention to the educational factor, namely humanitarian education, which is of paramount importance in the formation of the value orientations of youth. Objects such as “History”, “World Culture and Art” introduce humanistic ideals, historical examples of selfless service to the Fatherland, examples of masterpieces of world art, embodying the axiological function of art. The purpose of the article is to present possible types of classes and a system for assessing educational results aimed at forming a value picture of the world of students. The implementation of possible methods and ways of conducting classes is considered taking into account the age category of students and educational goals. The article considers possibilities of using interactive forms of learning in enhancing cognitive activities aimed at the formation of a value system. The authors conclude that the development of certain types of tasks, as ways of transmitting cultural values during educational activities, as well as ways of conducting classes, taking into account the age group and dominant personal traits, will make the educational process the most effective. The practical significance of the work lies in the fact that the main principle of the article can be used in educational activities for designing ways and methods of teaching on various levels of educational activities.

Key words:
AXIOLOGY, VALUES, ASSESSMENT, EDUCATION, PERSONALITY, PERSONAL VALUES, INTERACTIVE WAYS OF TEACHING