СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД В АСПЕКТЕ ИХ БЕЗОПАСНОСТИ

STANDARDS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENTS IN TERMS OF THEIR SECURITY

ТУЧИНА Оксана Роальдовна, ШАПОШНИКОВА Татьяна Леонидовна

TUCHINA Oksana Roaldovna, SHAPOSHNIKOVA Tatyana Leonidovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
В настоящее время очевидно, что конкурентоспособной может быть только безопасная образовательная среда, т.е. свободная от недопустимых рисков для субъектов социально-педагогического взаимодействия. Современными специалистами выделены десятки рисков вузовских образовательных сред, поэтому их профилактика и преодоление - приоритетная социально-педагогическая проблема; но также для современных специалистов очевидно, что нормальное функционирование образовательной среды, как социальной системы, - залог её безопасности. Авторами статьи разработан метод кластерного анализа образовательных сред; также авторами обосновано, что на основе данного метода возможно создать золотой и серебряный стандарты вузовских образовательных микросред (в аспектах рискогенности). Теоретическая значимость результатов настоящего исследования - в возможности дальнейшего научного осмысления проблемы безопасности образовательных сред, а также феномена рисков социально-педагогических систем, практическая значимость - в возможности их применения в системе социально-педагогического мониторинга. Методологические основы исследования: системный, квалиметрический, вероятностно-статистический, социологический и субъектный подходы.

Ключевые слова:
риск,безопасность,образовательная среда,кластерный анализ,стандарт
Description:
At present, it is obvious that only a safe educational environment can be competitive, i.e. free from unacceptable risks for subjects of social and pedagogical interaction. Modern specialists have identified dozens of risks in higher education environments, so their prevention and overcoming is a priority social and pedagogical problem; but it is also obvious to modern specialists that the normal functioning of the educational environment as a social system is the key to its safety. The authors of the article developed a method of cluster analysis of educational environments; the authors also proved that on the basis of this method, it is possible to create gold and silver standards for University educational microenvironments (in terms of risk). The theoretical significance of the results of this research is in the possibility of further scientific understanding of the problem of safety of educational environments, as well as the phenomenon of risks of socio-pedagogical systems, and the practical significance is in the possibility of their application in the system of socio - pedagogical monitoring. Methodological bases of the research: system, qualimetric, probabilistic-statistical, sociological and subjective approaches.

Key words:
risk,security,educational environment,cluster analysis,standard