СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «BUSINESSMAN» В РОМАНЕ ЧАРЛЬЗА ДИККЕНСА «DOMBEY AND SON»

STITISTIC MEANS OF REALISATION OF THE CONCEPT « BUSINESSMAN» IN CHARLES DICKENS NOVEL «DOMBEY AND SON»

НЕСТЕРОВА Татьяна Геннадиевна, РЕМИЗОВА Валентина Федоровна

NESTEROVA Tatiana Gennadiyevna, REMIZOVA Valentina Fyodorovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
В статье рассматриваются стилистические средства реализации концепта «businessman» в романе Чарльза Диккенса «Dombey and Son». Авторы показали, как художественное произведение расширяет проблемное поле концепта, выражая концептуальные признаки многообразными средствами стилистики. Признак концепта «businessman», выражающий стабильность процветания реализуют параллельные конструкции. Характерные особенности коммерсанта создают эпитеты, сравнения, повторения. Противоестественность ценностей и концептуальную сложность понятия бизнесмен передают антитезы, метафоры, гиперболы. Стилистический прием олицетворения реализует концепт через описание неодушевленных предметов: личных вещей, интерьера дома, посуды, одежды. Систему ценностей, отношение автора и общую атмосферу бизнеса реализуют стилистические приемы иронии, сатиры, синтаксический параллелизм и градация, переходящая в гротеск. Авторы проанализировали речь предпринимателя, выделив слова высокого стиля, обилие эмоционально окрашенных глаголов, вопросительных предложений, упоминание присутствующих в третьем лице. Эти стилистические средства дополняют концепт «businessman» характерными качествами высокомерия, презрительного отношения к любой реальности, не имеющей отношения к бизнесу. Отношение героя к деньгам создается с помощью анафоры и перечисления. На материале романа Чарльза Диккенса «Dombey and Son» авторы показали, как стилистические средства передают не только понятийную, но и эмоциональную и ценностную семантику концепта «businessman».

Ключевые слова:
когнитивная лингвистика,концепт «businessman»,стилистические средства,концептуальные признаки,дихотомия,система ценностей,метафора,эпитет,олицетворение,ирония,сатира,антитеза,синтаксический параллелизм,градация,сравнение,повторение,перечисление,гротеск
Description:
The article examines the stylistic means of implementing the concept of «businessman» in Charles Dickens's novel «Dombey and Son». The authors showed how the work of art expands the problem field of the concept, expressing conceptual signs by various means of stylistics. The sign of the concept of «businessman», expressing the stability of prosperity, is implemented by parallel sentences. Characteristic features of the merchant create epithets, comparisons, repetitions. The unnatural values and the conceptual complexity of the notion of a businessman convey antitheses, metaphors, superlatives. The stylistic technique of personification implements the concept through the description of inanimate items: personal belongings, the interior of the house, dishes, clothes. The system of values, the attitude of the author and the general atmosphere of business are realized by stylistic techniques of irony, satire, syntactic parallelism and gradation, which goes into grotesque. The authors analyzed the speech of the entrepreneur, highlighting words of a high style, an abundance of emotionally colored verbs, question sentences, the mentioning of present people in the third person. These stylistic means complete the concept of «businessman» with the characteristic features of arrogance, contempt for any reality that is not related to business. The hero's attitude to money is created using anaphora and enumeration. On the material of Charles Dickens's novel «Dombey and Son», the authors showed how stylistic means convey not only the conceptual, but also the emotional and value semantics of the concept «businessman».

Key words:
cognitive linguistics,the concept of «businessman»,stylistic means,conceptual features,dichotomy,system of values,metaphor,epithet,personification,irony,satire,antithesis,syntactic parallelism,gradation,comparison,repetition,enumeration,grotesque