СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БАКАЛАВРОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

STRATEGIES OF FORMING GRAMMATICAL COMPETENCE WHILE TEACHING PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE TO BACHELORS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

Левченко Виктория Викторовна, Мещерякова Ольга Владимировна

Levchenko Victoria Victorovna, Meshcheryakova Olga Vladimirovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
Обучению грамматике в российской школе традиционно уделяется значительное внимание. Обучение грамматике начинается в средней, а иногда и в младшей школе, и продолжается на протяжении всего периода обучения в высшей школе. Однако, чаще всего, качественного прогресса в знании и практическом употреблении грамматических структур в как в устной, так и в письменной речи, не происходит. С нашей точки зрения это связано с тем подходом к обучению грамматическим средствам общения, который наиболее широко распространен в российской системе образования, и согласно которому формирование грамматической компетенции должно обязательно пройти стадии овладения иностранным языком от языковых знаний к речевой практике. Считается, что детальное осознание и понимание правил английской грамматики, их отличие от правил и структур русского языка способствуют лучшему пониманию грамматических особенностей иноязычной речи и, в дальнейшем, положительно влияет на овладение всеми видами речевой деятельности. В реальных условиях неязыкового вуза с небольшим количеством аудиторных часов, отводимых на изучение профессионально ориентированного иностранного языка, такой подход не приносит желаемых результатов. В условиях реализации коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам, формируемых компетенций, обучение грамматике должно уйти от традиционных форм преподавания и принять целостный характер.

Ключевые слова:
НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ, КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД, ИНОЯЗЫЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ГРАММАТИЧЕСКИЙ НАВЫК, ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД, ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН (ЕГЭ)
Description:
Teaching grammar in Russian education community has always been a priority. Students start learning grammar at secondary, sometimes even at primary schools, and continue acquiring it while studying at institutions of higher education. However, qualitative progress in grammar usage while writing and speaking English is rarely seen. One possible explanation is that there is a widely adopted approach in Russian education system according to which the formation of grammatical competence goes through a number of fixed steps from grammar knowledge to speech practice. It is assumed that detailed and thorough knowledge of rules of English grammar and their difference from grammar rules of the Russian language contributes to better understanding of peculiar features of the English language and further it positively influences the acquisition of all language skills and abilities. Unfortunately, considering the real situation of teaching English at Russian universities under conditions of insufficient class-room academic hours, such an approach does not bring desired results. Communicative approach of teaching foreign languages and competencies that are to be developed demand a different approach to teaching grammar that is a holistic approach.

Key words:
NON-LINGUISTIC UNIVERSITY, PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE TEACHING, COMMUNICATIVE APPROACH, FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE, GRAMMAR SKILL, HOLISTIC APPROACH, UNIVERSAL STATE EXAM