СТРАТЕГИИ ИДЕНТИФИКАЦИИ МЕТАФОР В ЮМОРИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ: НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПИЛОТАЖНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

STRATEGIES OF METAPHORS’ IDENTIFICATION IN THE HUMOROUS DISCOURSE: SOME RESULTS OF THE PSYCHOLINGUISTIC PILOT RESEARCH

Щербакова Ирина Владимировна

SHCHERBAKOVA IRINA VLADIMIROVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
В статье выделяются и описываются стратегии и опорные элементы, используемые индивидом при опознании значения метафоры с точки зрения психолингвистического подхода. Исследуется семантика односоставных и двусоставных метафор и метафорических выражений, употребляющихся в жанровом пространстве юмористического дискурса. Автор констатирует, что последние могут репрезентироваться посредством индивидуально-личностных номинаций или контекстуального ограничения. В статье отражены некоторые результаты психолингвистического пилотажного исследования с использованием методики субъективных дефиниций. Юмористический дискурс является естественной сферой функционирования метафорических выражений, объективирующих образную составляющую. При анализе экспериментальных данных автором были выделены и охарактеризованы ведущие стратегии, обеспечивающие успешность процессов идентификации значений метафор и метафорических выражений, определены наиболее продуктивные идентификационные стратегии. Проведенное исследование позволило установить, что семантика двусоставных метафорических выражений чётче представлена и активнее продуцируется не только в индивидуальном сознании носителей языка, но, и как следствие, в языковом поле. Показано, что идентификация значения слова или выражения не может быть реализована без обращения к многогранному предшествующему опыту индивида, по своей природе являющегося перцептивно-когнитивно-аффективным.

Ключевые слова:
ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС, МЕТАФОРА, МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ, СТРАТЕГИИ, ОПОРЫ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ, ЗНАЧЕНИЕ, СУБЪЕКТИВНЫЕ ДЕФИНИЦИИ, СЕМАНТИКА, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛЕКСИКОН, ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД, КОГНИТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ
Description:
The article highlights and describes the strategies and the bases used by an individual in the identification process of the metaphor’s meaning from the perspective of the psycholinguistic approach. The author studies the semantics of metaphors and metaphorical expressions consisting of one or two components that function in the humorous discourse. The author notes that the latter can be represented by personal nominations or contextual restrictions. The article provides the description of the results obtained in the psycholinguistic pilot research with the use of a subjective definition method. The humorous discourse is the natural functioning of metaphorical expressions objectifying the imagery component. The leading and the most productive identification strategies are highlighted by the author as a result of the analysis of the experimental data. The results of the research have allowed us to establish that the semantics of metaphors consisting of two components is more clearly represented and actively produced not only in the individual consciousness of native speakers but, as a consequence, in the language field. It is shown that the identification of the metaphor’s meaning could not be implemented without reference to the diverse previous experience of an individual which is inherently perceptual, cognitive and affective.

Key words:
HUMOROUS DISCOURSE, METAPHOR, METAPHORICAL EXPRESSIONS, STRATEGIES, BASES, IDENTIFICATION, MEANING, SUBJECTIVE DEFINITIONS, SEMANTICS, INDIVIDUAL LEXICON, PSYCHOLINGUISTIC APPROACH, COGNITIVE OPERATIONS, INDIVIDUAL KNOWLEDGE