СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ: ОТ УПРАВЛЯЕМОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ – К ЛИЧНОСТНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ

Каменев Сергей Валентинович

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
В статье рассматривается вопрос о специфике воспитания, как самостоятельного вида деятельности в системе образования. За основу принято определение понятия воспитания, сформулированное в действующем сегодня Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации». Представлена двухуровневая модель воспитательной работы. На первом уровне деятельность воспитателя нацелена на выработку у адресата педагогического воздействия совокупности адекватных реакций на типичные ситуации социального взаимодействия. Утверждается, что технологии управляемой социализации могут быть достаточно предсказуемо выстроены и алгоритмизированы, так как предметом тиражирования здесь являются принятые в данном сообществе нормы и правила морали. Второй уровень воспитания оказывается тесно сопряженным с естественным процессом индивидуализации, т.е. становления уникального «я» человека. Предметом духовно преобразующего воздействия педагога здесь является интимная сфера внутренне мотивированных ценностных ориентаций формирующейся личности. Прямое непосредственное конструирование индивидуально значимых ценностей адресата воспитательной деятельности извне невозможно. Поэтому задачей воспитателя становится тонкая и деликатная работа по стимулированию воспитанника к выработке специфических механизмов самоконтроля и созданию условий и обстоятельств, способствующих становлению его внутреннего мира в поле притяжения нравственных абсолютов.

Ключевые слова: