СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЭРГОНИМОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

STRUCTURAL AND SEMANTIC RESEARCH OF THE FORMATION OF ERGONYM: A COMPARATIVE ASPECT

Моисеева Ирина Юрьевна, Осыченко Екатерина Андреевна

Moiseeva Irina Yuryevna, Osychenko Ekaterina Andreevna

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(27) 31.05.2019

Аннотация:
Статья посвящена феномену номинации. В работе изучается сложившаяся в современной лингвистике теория номинации, представлена актуальная ономастическая типология, рассмотрено определение понятия «эргоним», обозначены его основные функции. Изучение эргонимов коммерческих объектов в структурно-семантическом аспекте представляет значительный исследовательский интерес. Материалом для исследования послужили названия заведений общественного питания. В работе осуществлен детальный компонентный и семантический анализ эргонимов мест общественного питания городов Оренбурга, Эдинбурга и Мюнхена. В ходе компонентного анализа выявлены однокомпонентные, двухкомпонентные, трёхкомпонентные и четырёхкомпонентные эргонимы. Результаты показали, что наиболее частотными являются однокомпонентные названия. В ходе семантического анализа установлено шесть семантических групп, наиболее распространёнными являются эргонимы, включающие в себя, названия продуктов питания и виды кухни, географические названия и имена собственные. Выявлены как общие черты процесса номинации, характерные для всех трёх городов, так и различные, присущие только одному городу. В работе сделан вывод о том, что в настоящее время нет однозначных сведений о зависимости имени предприятия и его успешности, однако исследование процесса «номинации» может дать множество сведений культурологического и лингвистического характера: о предпочитаемых, популярных или модных, принимаемых или отвергаемых именах предприятий, составляющих портрет того или иного города.

Ключевые слова:
ЭРГОНИМ, ЭРГОНИМИКА, КОМПОНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ, СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, АССОЦИАТИВНЫЕ РЯДЫ, НОМИНАЦИЯ, ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ, НЕМИНГ, ТЕОРИЯ НОМИНАЦИИ, КОММЕРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ, ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА, ЯЗЫК, ТЕРМИНОЛОГИЯ, ВЫБОРКА, ОНОМАСТИКА, ОНОМАСТИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ, ЕДИНИЦА НОМИНАЦИИ
Description:
The article is devoted to the phenomenon of nomination. We study the current in modern linguistics the theory of nomination submitted by the relevant onomastic typology, considered the definition of "alonim" outlined its main functions. The study of ergonyms of commercial objects in the structural and semantic aspect is of considerable research interest. The material for the study were the names of catering establishments. The paper provides a detailed component and semantic analysis of ergonyms of catering places in Orenburg, Edinburgh and Munich. The component analysis revealed one-component, two-component, three-component and four-component ergonyms. The results showed that the most frequent are single-component names. During the semantic analysis, six semantic groups were established, the most common are ergonyms, including names of food and types of cuisine, geographical names and proper names. Identified as common features of the nomination process, characteristic of all three cities, and different, inherent in only one city. The paper concludes that currently there is no unambiguous information about the dependence of the name of the enterprise and its success, but the study of the process of "nomination" can give a lot of information of cultural and linguistic nature: about the preferred, popular or fashionable, accepted or rejected names of enterprises that make up the portrait of a city.

Key words:
ERGONOM, ERGONOMICS, COMPONENTIAL ANALYSIS, SEMANTIC ANALYSIS, ASSOCIATIVE SERIES, CATEGORY NAMES, NAMING, THEORY OF CATEGORY, BUSINESS NAME, LANGUAGE, CULTURE, TERMINOLOGY, SAMPLING, ONOMASTICS, ONOMASTIC TYPOLOGY, THE UNIT OF CATEGORY