СУБЪЕКТИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА В ИЗУЧЕНИИ ДИНАМИКИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ

ADAPTATION SUBJECTIVE INDICATOR IN STUDYING DYNAMICS OF ADAPTATION PROCESS

СНЕГИРЕВА Людмила Валентиновна, ТАРАСОВА Светлана Анатольевна

SNEGIREVA Liudmila Valentinovna, TARASOVA Svetlana Anatolyevna

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
Авторами рассмотрена динамика процесса адаптации студентов к образовательной среде медицинского вуза на основе изучения уровня тревожности обучаемых в качестве субъективного показателя проявления адаптации. В статье проведена оценка академической успеваемости обучаемых на различных этапах адаптационного процесса, проанализированы факторы, способствующие успешному прохождению учащимися стадии адаптации. Показано, что процессе адаптации к новой образовательной среде высшего учебного заведения характеризуется повышением уровня тревожности и наличием эмоционального дискомфорта учащихся независимо от демонстрируемых ими показателей академической успеваемости. На начальном этапе адаптационного процесса в качестве факторов, способствующих снижению беспокойства в учебном процессе, студентами указываются в первую очередь внешние факторы. По окончании периода адаптации внешние факторы сохраняют свою актуальность, но утрачивают доминирующие позиции. Обретение эмоциональным стабильности в учебном процессе рассматривается в аспекте работы обучаемых над собой Освоение обучаемыми образовательного пространства университета, изучение и принятие принципов обучения высшей школы занимает по времени отрезок порядка полутора лет и требует от студентов изменения как внутренних установок, так и серьезной работы по самоорганизации и самоконтролю.

Ключевые слова:
процесс адаптации,профессиональное обучение,академическая успеваемость,уровень тревожности личности,мотивация к обучению,факторы адаптации,динамика адаптационного процесса,субъективный показатель адаптированности
Description:
To study medical university students’ adaptation process dynamics authors analyzed anxiety level of examinees as subjective indicator of their adaptation. Students’ academic results were assesses throughout adaptation process. Also factors, affecting adaptation process dynamics were considered by authors. It is shown that adaptation process causes increase of students ’anxiety level. Examinees get emotional discomfort in adaptation process, regardless of academic results. According to research results, external conditions, such as friendly atmosphere in classroom, psychological support by parents, and decrease in the volume of the study load, are considered by first-year students to be the most important in reducing emotional discomfort in educational process. And sophomores try to get emotional stability and achieve high academic results in self-organization process. External factors are still relevant, but not dominant anymore for second-year students. Adaptation process takes usually about one and a half years and requires students to change both internal attitudes and great efforts in self-organization and self-control.

Key words:
adaptation process,professional education,academic activity,anxiety level,motivation to study,factors of adaptation,adaptation process dynamics,subjective indicator of adaptation