СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

PLOT-ROLE-PLAYING GAME AS A MEANS OF DEVELOPING GENDER-ROLE IDENTITY IN CHILDREN OF THE FIFTH YEAR OF LIFE

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна, АНДРЕЕВА Арина Витальевна

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna, ANDREEVA Arina Vitalievna

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
Проблема развития полоролевой идентичности детей пятого года жизни приобретает всё большую актуальность, это происходит в связи с тем, что на современном этапе развития общества происходят изменения в ценностно-нравственном понимании отношений между мужским и женским полом. На данном периоде многие ученые обращают внимание на проблему столкновения и стирания граней между мужскими и женскими социальными ролями в обществе, появилась проблема влияния негативного информационного и технического фона, а также некоторые эмоциональные нарушения в развитии современного ребенка -преобладание агрессивного поведения у девочек и появление тревожности, как основного типа реакции у мальчиков. Средний дошкольный возраст является наиболее «гибким» и благоприятным к подобным влияниям. В этом возрасте дети активно проявляют интерес к полоролевым признакам, а следовательно, происходит устойчивое понимание, идентификация и принятие собственной половой принадлежности. В дошкольном возрасте наступает разделение интересов мальчиков и девочек - дети ориентируются и предпочитают различные виды деятельности, в частности игровую, общение, узнавание чего-то нового с тем же полом, что и сами. Интересы, желания и потребности ребенок стремится реализовывать с тем же полом, что и он сам. Также, наравне с другими изменениями в становлении личности ребенка происходит устойчивое «считывание» и ориентация на представителей своего пола, что является основой развития структуры личности дошкольника и определяет ее психическую, физическую и социальную активность. В статье раскрываются характеристики диагностического аппарата «Половозрастная идентификация» Белопольская Н.А, «Беседа с ребенком» А.И Щетинина, «Наблюдение за поведением ребенка» Н.А Татаринцева и результаты исследования организационно-педагогических условий и уровня развития полоролевой идентичности у детей пятого года жизни.

Ключевые слова:
идентичность,полоролевая идентичность,самосознание,полоролевое самосознание,условия развития полоролевого самосознания,уровни развития полоролевой идентичности,средний дошкольный возраст,средства развития полоролевой идентичности,сюжетно-ролевая игра,воспитанник
Description:
The problem of developing the gender-role identity of children in the fifth year of life is becoming increasingly relevant, this is due to the fact that at the present stage of society's development, changes are taking place in the value and moral understanding of the relationship between the male and female sexes. During this period, many scientists pay attention to the problem of collision and blurring the lines between male and female social roles in society, there was a problem of the influence of negative information and technical background, as well as some emotional disorders in the development of a modern child -the predominance of aggressive behavior in girls and the appearance of anxiety as the main type of reaction in boys. The average preschool age is the most "flexible" and favorable to such influences. At this age, children actively show interest in gender-role characteristics, and consequently, there is a stable understanding, identification and acceptance of their own gender identity. At preschool age, there is a division of interests between boys and girls - children are guided and prefer different types of activities, in particular play, communication, learning something new with the same gender as themselves. The child seeks to fulfill interests, desires and needs with the same gender as himself. Also, along with other changes in the formation of the child's personality, there is a steady "reading" and orientation to representatives of their own sex, which is the basis for the development of the preschool child's personality structure and determines its mental, physical and social activity. The article reveals the characteristics of the diagnostic apparatus "gender and Age identification" belopolskaya N. A., "Conversation with a child" A. I. Shchetinina, "Observation of child behavior" N. A. Tatarintseva and the results of the study of organizational and pedagogical conditions and the level of development of gender-role identity in children of the fifth year of life.

Key words:
identity,gender-role identity,self-awareness,gender-role self-awareness,conditions for the development of gender-role self-awareness,levels of development of gender-role identity,middle preschool age,means of developing gender-role identity,plot-role-playing game,pupil