ТАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЧЕВЫХ СТРАТЕГИЙ В ПРОГРАММАХ В.В. ПОЗНЕРА

TACTICAL IMPLEMENTATION OF SPEECH STRATEGIES IN V. POZNER'S PROGRAMS

РУБЦОВА Елена Викторовна, ДЕВДАРИАНИ Наталья Валерьевна

RUBTSOVA Elena Viktorovna, DEVDARIANI Natalia Valerievna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
В статье отображаются результаты системного исследования и типологизации базовых и дополнительных тактик, реализующих основные коммуникативные стратегии телевизионных программ. В работе выявляются основные речевые стратегии и тактики, помогающие аудитории оценивать экранный образ ведущего Владимира Владимировича Познера и отмечаются возможности влияния личностных качеств журналиста и его собеседников на характер телевизионной коммуникации. Мы проанализировали 20 выпусков аналитической программы «Познер», выявив стратегии, используемые в рамках кооперативного и некооперативного взаимодействия (наиболее агрессивными из рассмотренных, по нашему мнению, оказались выпуски с Ириной Яровой и Владимиром Бортко). В своем речевом поведении Владимир Познер использует одинаковый набор речевых тактик для презентации героев программы, однако личные взгляды ведущего и его отношение к собеседнику влияют на дальнейший результат коммуникативного акта. Кооперативные стратегии искренности и самоидентификации себя с героем программы по большей части встречаются в согласных интервью Владимира Владимировича, стратегия повышения коммуникативного статуса партнёра по общению встречается и в так называемых несогласных интервью. Некооперативные стратегии реализуются за счёт игнорирования собеседников, аппологизации собственной персоны, ссылки на авторитеты или отсылки к мнению большинства, деперсонализации высказывания посредством перевода конкретных явлений в разряд общих, насмешки и сарказма. Стратегия понижения статуса коммуникативного партнера реализуется с помощью использования тактики осуждения, обличения, иронии или насмешки.

Ключевые слова:
речевые стратегии,речевые практики,речевые тактики,коммуникативная компетентность,интервью,речевая культура,ситуации общения,средства массовой информации,речевой имидж,коммуникативный процесс,медиатекст,межличностное общение,языковая личность,коммуникативный партнер
Description:
The article displays the results of a systemic study and typology of basic and additional tactics that implement the main communication strategies of television programs. The work identifies the main speech strategies and tactics that help the audience to evaluate the screen image of the journalist V.V. Pozner and notes the possibility of the influence of the personal qualities of the journalist and his interlocutors on the nature of television communication. 20 issues of the analytical program "Posner" were analyzed identifying the strategies used in the framework of cooperative and non-cooperative interaction (the most aggressive of the reviewed, in our opinion, were issues with Irina Yarova and Vladimir Bortko). In his speech behavior, Vladimir Pozner uses the same set of speech tactics for the presentation of the heroes of the program; however, the personal views of the journalist and his attitude towards the interlocutor affect the further result of the communicative act. Cooperative strategies of sincerity and self-identification with the hero of the program are mostly found in concordant interviews with Vladimir Vladimirovich, the strategy for increasing the communicative status of a communication partner is also found in so-called dissenting interviews. Non-cooperative strategies are implemented by ignoring interlocutors, apologizing oneself, referring to authorities or referring to the opinion of the majority, depersonalizing statements by translating specific phenomena into the category of general ones, ridicule and sarcasm. The strategy of lowering the status of a communicative partner is implemented through the use of tactics of condemnation, denunciation, irony or ridicule.

Key words:
speech strategies,speech practices,speech tactics,communicative competence,interviews,speech culture,communication situations,mass media,speech image,communicative process,media text,interpersonal communication,linguistic personality,communicative partner