ТЕНДЕНЦИИ И ИЗМЕНЕНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ СТРАНЫ

TRENDS AND CHANGES IN THE PERSONNEL POTENTIAL OF HIGHER EDUCATION IN THE COUNTRY

СЕРГЕЕВА Наталия Митрофановна

SERGEEVA Natalia Mitrofanovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Российская Федерация находится в стадии осуществления перехода национальной экономики на инновационный тип развития. К сожалению, данный процесс осложняется множеством негативных факторов, в виде обострения структурных проблем, череды экономических кризисов, пандемии, возникшей на фоне распространения коронавирусной инфекции и многих других. Высшие учебные заведения являются элементами инновационной инфраструктуры, с одной стороны, и субъектами, способствующими ее формированию. С реформированием российской системы высшего образования, а конкретно с ее переходом на Болонскую модель, возникла ситуация, при которой началось прогрессивное развитие негативных тенденций в отрасли. Одной из важнейших проблем, обострившихся с началом реформ, стало формирование кадрового потенциала для высшей школы страны. Многие авторы подчеркивают, что с проникновением в образовательную систему элементов сферы услуг, оно потеряло свою статусность, что впоследствии стало одним из условий девальвации ценности профессии преподавателя в обществе. В стране наблюдается сокращение количества студентов и вузов, что обуславливает сокращение потребности в научно-педагогических работниках. В то же время и внутри кадрового состава на фоне этих сокращений происходят необратимые изменения, главным образом, в виде безвозвратного убытия кадров из системы высшего образования и отсутствия эффективных механизмов их восполнения. В перспективе это негативно скажется на формировании кадрового потенциала страны, и, как следствие, может спровоцировать серьезные проблемы при переходе национальной экономики к инновационному типу развития.

Ключевые слова:
система высшего образования,высшая школа,аспирантура,социальный статус,Болонская система,девальвация профессии,наука
Description:
The Russian Federation is in the process of transition of the national economy to an innovative type of development. Unfortunately, this process is complicated by many negative factors, such as the aggravation of structural problems, a series of economic crises, a pandemic that occurred against the background of the spread of coronavirus infection, and many others. Higher education institutions are elements of the innovation infrastructure, on the one hand, and the subjects that contribute to its formation. With the reform of the Russian higher education system, and specifically with its transition to the Bologna model, there was a situation in which the progressive development of negative trends in the industry began. One of the most important problems that became more acute with the beginning of the reforms was the formation of human resources for higher education in the country. Many authors emphasize that with the penetration of service sector elements into the educational system, it lost its status, which later became one of the conditions for devaluing the value of the teaching profession in society. There is a reduction in the number of students and universities in the country, which leads to a reduction in the need for research and teaching staff. At the same time, there are irreversible changes within the personnel structure against the background of these reductions, mainly in the form of irrevocable loss of personnel from the higher education system and the lack of effective mechanisms for their replenishment. In the future, this will have a negative impact on the formation of the country's human resources potential, and as a result, may provoke serious problems in the transition of the national economy to an innovative type of development.

Key words:
higher education system,higher school,postgraduate studies,social status,educational system,profession devaluation,science