ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ ПО ВОПРОСАМ И ПО ПЛАНУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE DEVELOPMENT OF WRITTEN RUSSIAN SPEECH IN THE PROCESS OF WORKING ON A PRESENTATION ON ISSUES AND ON A PLAN AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING

Айвазян Оксана Оганесовна

Ayvazyan Oksana Oganesovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению вопросов развития письменной русской речи в процессе работы над изложением на начальном этапе обучения. Исследуется поэтапная комплексная система работы над изложением, отмечаются различные виды предварительных заданий, направленных на развитие письменной речи обучаемых. В работе представляются некоторые рекомендации преподавателям русского языка при подготовке к проведению изложения на занятии. В статье отмечается то, что изложение как вид письменной речи способствует развитию навыка верного построения простых и сложных предложений, что влияет на освоение умений правильного расположения слов в предложении, отграничения или разделения частей предложения. Также необходимым условием развития письменной русской речи является уяснение обучаемыми важности применения в изложениях знакомых слов, позволяющих не нарушать норм русского языка. Уже в период начального обучения грамоте приобретаются такие знания, умения и навыки в области языка, которые свидетельствуют об ином, более высоком уровне отношения к содержательной и формальной сторонам языка. Путём практических упражнений обучаемые начинают более сознательно относиться к значению слов, словосочетаний, предложений, понимают, что слово - это не предмет или явление, ими обозначаемое, что слово состоит из слогов, звуков и букв, что слова связываются между собой, чтобы выразить мысль и т. д. Все перечисленные способности, приобретаемые во время выполнения различных заданий, совершенно необходимы для дальнейшего совершенствования уровня речевых навыков обучаемого. В процессе работы по развитию письменной русской речи на материале изложений происходит обогащение словарного состава, формируются навыки применения грамматических форм на письме, а также развивается коммуникативная компетентность обучаемых.

Ключевые слова:
РЕЧЬ, ИЗЛОЖЕНИЕ, ПЕРЕСКАЗ, УСТНАЯ РЕЧЬ, ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ, РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ, НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ
Description:
The article is devoted to the consideration of the development of written Russian speech in the process of working on a presentation at the initial stage of training. The phased complex system of work on the presentation is studied, various types of preliminary tasks aimed at the development of written speech of students are noted. The paper presents some recommendations for teachers of the Russian language in preparation for the presentation in class. The article notes that the presentation as a type of written speech contributes to the development of skills in the correct construction of simple and complex sentences, which affects the development of skills for the correct arrangement of words in a sentence, delimitation or separation of parts of a sentence. Also, a necessary condition for the development of written Russian speech is the understanding by the students of the importance of using familiar words in the statements, allowing them not to violate the norms of the Russian language. Already in the initial period of literacy, such knowledge, skills and abilities in the field of language are acquired that indicate a different, higher level of attitude to the substantive and formal aspects of the language. Through practical exercises, students begin to more consciously relate to the meaning of words, phrases, sentences, understand that a word is not an object or phenomenon, they mean that a word consists of syllables, sounds and letters, that words are connected to express a thought and etc. All these abilities acquired during the performance of various tasks that are absolutely necessary for further improving the level of speech skills of the student. As a result, the work on the presentation expands the vocabulary of the trainees, their speech is enriched with new grammatical forms, communicative abilities and skills develop, coherent written language develops.

Key words:
SPEECH, PRESENTATION, RETELLING, SPOKEN LANGUAGE, WRITTEN LANGUAGE, THE DEVELOPMENT OF A CULTURE OF SPEECH, INITIAL STAGE OF TRAINING