ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

TYPOLOGICAL FEATURES OF THE INDIVIDUAL IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING

ТКАЧЕНКО Павел Владимирович, БЕЛОУСОВА Надежда Игоревна, ПЕТРОВА Елена Владимировна

TKACHENKO Pavel Vladimirovich, BELOUSOVA Nadezhda Igorevna, PETROVA Elena Vladimirovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
Современная психофизиология и особенно дифференциальная психофизиология учебной деятельности ставят перед собой задачу повышение эффективности образовательного процесса за счет выявления типологических индивидуальных и групповых особенностей когнитивной деятельности, а также оптимизация стилей взаимодействия в системе обучающийся-педагог, что стало особенно актуальной задачей в условиях дистанционного обучения, обусловленного текущей пандемией. В работе выявлены особенности уровня невротизации у испытуемых женского и мужского пола, проведен корреляционный анализ со значениями принадлежности к полюсу когнитивного стиля полезависимость-поленезависимость. В исследовании на основе многостороннего корреляционного анализа выявлена жесткая детерминация взаимоотношений когнитивных функций, вероятно, препятствующая формированию новых подходов к дидактическому построению учебного занятия, что характерно, преимущественно испытуемым женского пола. Очевидно, что у мужчин настройка и сонастройка познавательных процессов в условиях относительно невысокой невротизации с характерной принадлежностью к полюсу когнитивного стиля позволяет достичь эффективного освоения учебного материала с быстрой адаптацией к изменяющимся условиям обучения. Несомненным является необходимость учета установленных особенностей при формировании входного контроля, разбора основного материала, обсуждении результатов экспериментальной части практического занятия и выходного контроля с выставлением оценок. Важно учитывать выявленные закономерности при контактной работе с обучающимися - устном опросе, особенно с использованием платформы ZOOM. Все вышесказанное может служить основанием для разработки методических рекомендаций по построению и проведению занятий в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова:
дифференциальная психофизиология учебной деятельности,невротизация,когнитивные стили,методическое построение дистанционного занятия
Description:
Modern psychophysiology, and especially the differential psychophysiology of educational activity, aims to increase the effectiveness of the educational process by identifying typological individual and group features of cognitive activity, as well as optimizing interaction styles in the student-teacher system, which has become an especially urgent task in the context of distance learning due to the current pandemic. The paper reveals the peculiarities of the level of neuroticism in female and male subjects, and performs a correlation analysis with the values of belonging to the pole of the cognitive style of utility dependence-field independence. The study, based on a multi-faceted correlation analysis, revealed a rigid determination of the relationship of cognitive functions, which probably prevents the formation of new approaches to the didactic construction of the educational session, which is typical, mainly for female subjects. It is obvious that in men, the adjustment and attunement of cognitive processes in conditions of relatively low neuroticism with a characteristic belonging to the pole of the cognitive style allows us to achieve effective development of educational material with rapid adaptation to changing learning conditions. Undoubtedly, it is necessary to consider the established features when forming the input control, analyzing the main material, discussing the results of the experimental part of the practical lesson and the output control with the assessment. It is important to consider the identified patterns when working in contact with students-an oral survey, especially using the ZOOM platform. All of the above can serve as a basis for the development of methodological recommendations for the construction and conduct of classes in the context of distance learning.

Key words:
differential psychophysiology of educational activity,neuroticism,cognitive styles,methodological construction of distance learning