ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА АФРИКАНСКОМ КОНТИНЕНТЕ: ОТ ТРАДИЦИОННЫХ НАВЫКОВ К ФОРМАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

TRANSFORMATION OF EDUCATION AT THE AFRICAN CONTINENT: FROM TRADITIONAL SKILLS TO FORMAL EDUCATION

Ерохин Алексей Константинович

EROKHIN ALEXEY KONSTANTINOVICH

Балтийский гуманитарный журнал, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
В статье рассматривается процесс создания школьного и университетского образования в африканских странах в период их христианизации. Выделяются различия в целях философии образования в доколониальный и колониальный периоды. Позиция, которая утверждается в данной статье, состоит в том, что африканские общества еще в доколониальную эпоху создали собственную систему образования и обучения которая, как и практически все социальные взаимодействия, традиционно характеризовались в рамках границ и связей сравнительно небольших этнических общин. Обсуждается разрушительное влияние эпохи колониализма на неформальную систему образования африканцев. Цель исследования - продемонстрировать самобытность и потенциальные возможности традиционного африканского образования. С учетом специфики изучаемого вопроса работа опирается на методологию системного исследования знаний коренных народов Африки (indigenous knowledge systems - IKS), дополненная методом компаративного анализа эволюции африканского образования западными и африканскими философами. Также привлекаются методы систематизации и обобщения. В ходе исследования выявлено, во-первых, искажение в европейском подходе знаний об африканском образовании, которое несмотря на видимость отсутствия системности, тем не менее включает внутренние структуры. Во-вторых, несмотря на разнообразие и географическую отдаленность африканских племенных общин, образование в них имело и по сей день основывается на общих принципах выживания и служения обществу. В-третьих, западный тип образования, привнесенный на Африканский континент можно рассматривать как своего рода инструмент порабощения и отчуждения разума африканца от традиционного образования и философского восприятия мира. Научная новизна исследования состоит в определении специфики африканского образования. Сделан вывод о том, что изучение современной образовательной программы в Африке и ее влияния на африканцев должно основываться на понимании различных эпох, через которые прошел широкий сектор образования в регионе. Характеристики этих эпох просвещают заинтересованного исследователя и позволяют глубже проанализировать различные факторы и участников, повлиявших на образование в регионе.

Ключевые слова:
АФРИКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ХРИСТИАНСТВО, КОЛОНИАЛИЗМ, МИССИОНЕРСКОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ, МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ, ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, АФРИКАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
Description:
The article discusses the process of creating school and university education in African countries during the period of their Islamization and Christianization. Distinctions are distinguished for the purposes of the philosophy of education in the pre-colonial and colonial periods. The position stated in this article is that, even in the pre-colonial era, African societies created their own system of education and training, which, like almost all social interactions, was traditionally characterized within the borders and ties of relatively small ethnic communities. However, the destructive influence of the era of colonialism on the informal education system of Africans is discussed. The purpose of the study is to demonstrate the impact of the Western education system on African society. The methodological base of the study is determined taking into account the specifics of the issue under study and includes methods of comparative analysis of the evolution of African education by Western and African philosophers. Methods of systematization and generalization are also involved. The study revealed, firstly, a distortion in the European approach of knowledge of African education, which, despite the appearance of a lack of systematicity, nevertheless includes internal structures. Secondly, despite the diversity and geographic remoteness of African tribal communities, the education in them had to this day been based on the general principles of survival and service to society. Thirdly, the Western type of education introduced to the African continent can be regarded as a kind of tool for enslaving and alienating the African mind from traditional education and philosophical perception of the world. The scientific novelty of the study is to determine the specifics of African education. An analysis of the approaches of African researchers allows us to conclude that the study of the modern educational program in Africa and its impact on Africans should be based on an understanding of the different eras through which the wide education sector in the region went. The characteristics of these eras enlighten the interested researcher and allow a deeper analysis of the various factors and participants that influenced education in the region.

Key words:
AFRICA, EDUCATION, CHRISTIANITY, ISLAM, COLONIALISM, MISSIONARY SCHOOL EDUCATION, EDUCATIONAL MODELS, EDUCATIONAL METHODS, INSTITUTIONALIZATION OF EDUCATION, AFRICANIZATION OF EDUCATION, CULTURAL CONTRADICTIONS