ТРУДНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОЙ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

DIFFICULTIES OF THE FORMATION OF SKILLS OF SAFE ORIENTATION IN SPACE BLING AND VISUALLY IMPAIRED JUNIOR SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Ольхина Елена Александровна, Гунина Мария Александровна

OLKHINA ELENA ALEXANDROVNA, GUNINA MARIA ALEXANDROVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(32) 29.08.2020

Аннотация:
В статье рассматривается проблема формирования навыков безопасной ориентировки в пространстве у слепых и слабовидящих младших школьников с умственной отсталостью. Акцентируется внимание на необходимость формирования этих навыков для гармоничного развития личности. Дается трактовка и сущность понятий безопасное поведение и безопасная ориентировки в пространстве. Изучены и проанализированы исследования ряда авторов по пространственной ориентировке детей с нарушением зрения. Представлен краткий теоретический анализ литературы по данной проблеме. Раскрывается необходимость разработки новых методов и технологий в обучении детей, имеющих нарушение зрения и умственную отсталость, безопасной ориентировке в пространстве. В статье представлены результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление трудностей в рамках формирования навыков безопасной ориентировки в пространстве у слепых и слабовидящих младших школьников с умственной отсталостью и нормой интеллекта. Проведен качественно количественный анализ уровня сформированности знаний, умений и навыков безопасной ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения, с помощью беседы и ряда адаптированных методик. Выявлены трудности, являющиеся общими для обоих групп, а также те, которые имеют существенное различие.

Ключевые слова:
БЕЗОПАСНАЯ ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ, СЛЕПЫЕ И СЛАБОВИДЯЩИЕ МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Description:
The article discusses the problem of the formation of safe orientation skills in space in blind and visually impaired primary school children with mental retardation. Attention is focused on the need to form these skills for the harmonious development of personality. The interpretation and essence of the concepts of safe behavior and safe orientation in space are given. Studied and analyzed the research of a number of authors on the spatial orientation of children with visual impairment. A brief theoretical analysis of the literature on this issue is presented. The necessity of developing new methods and technologies in teaching children with visual impairment and mental retardation, a safe orientation in space is revealed. The article presents the results of a stating experiment aimed at identifying difficulties in the formation of skills for safe orientation in space in blind and visually impaired primary school children with mental retardation and the norm of intelligence. A qualitatively quantitative analysis of the level of knowledge, skills and abilities of safe orientation in the space of children with visual impairment was carried out using conversation and a number of adapted techniques. Difficulties were identified that are common to both groups, as well as those that have a significant difference.

Key words:
SAFE ORIENTATION IN SPACE, BLING AND VISUALLY IMPAIRED JUNIOR SCHOOL CHILDREN WITH RETARDATION, CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT