ТВОРЧЕСТВО КАК ГЛАВНОЕ И НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СПЕЦИАЛИСТОВ МИРОВОГО УРОВНЯ

CREATIVITY AS THE MAIN AND NECESSARY CONDITION OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN WORLD SPECIALISTS

Бахарев Николай Петрович

Bakharev Nikolay Petrovich

Балтийский гуманитарный журнал, № 4(29) 30.11.2019

Аннотация:
В статье рассматривается подход к решению проблемы подготовки современного технического специалиста в зависимости от потребностей экономики, экологии, культуры, общества сегодняшнего и завтрашнего дня. Специалисты технического направления - выпускники Российских университетов должны обладать компетентностями в области проектирования, разработки, эксплуатации, машин, аппаратов, устройств техники различного назначения, которые не могут быть хуже лучших мировых образцов, а, в конечном счёте, должны и превосходить их по различным характеристикам и показателям. Технические задачи, которые приходится решать сегодня специалисту, бакалавру и магистру современного производства (машиностроительного, электротехнического), независимо от направления деятельности, предлагается условно, разделить на три уровня. Первый уровень - это владение в совершенстве, сопровождение и обеспечение работоспособности известных отечественных и зарубежных технических решений при не существенной модернизации и корректировки конструкции или технологической системы. Второй уровень - это значительная модернизация и качественное совершенствование различных технических и экономических параметров, выходных характеристик известных технических решений (устройств, способов) без изменения сути и основы (архитектуры, системы) построения и реализации своего назначения. Третий уровень - это решение проблемы или технических задач с использованием теории и методологии творчества, изобретательства. Технические задачи третьего уровня заключаются в устранении существенных противоречий и создание кардинально новой конструкции или технологии с качественными и количественными характеристиками значительно превышающими существующие технические решения. Решение проблемных задач с применением теории творчества необходимо и возможно студентами направления подготовки магистр (инженер), которые обучаются в технических университетах по скорректированным образовательным программам с введением в них блока дисциплин теории творчества и изобретательства. Решения технических задач третьего уровня позволяет применить в учебном процессе качественно новый современный методический подход при формировании профессиональных компетенций - это проектирование изобретений устройств, способов и полезных моделей в существующей системе образования, формируемой по федеральным государственным образовательным стандартам. Для перехода обучения на творческий уровень (третий) подготовки магистра потребуется корректировка образовательной программы на основе введения системы комплексных мер, обеспечивающих формирование у студентов креативности при решении различного вида проблемных технических задач и, самое главное, изменение рабочих программ всех дисциплин учебного плана на основе введения элементов творчества в практические и проектные задания.

Ключевые слова:
ТВОРЧЕСТВО, КРЕАТИВНОСТЬ, МНОГОУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА, ТЕХНИЧЕСКИЙ СПЕЦИАЛИСТ, ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ, ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, ИНЖЕНЕРНЫЕ ЗАДАЧИ, ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ, ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД, КОРРЕКЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Description:
The article discusses the approach to solving the problem of preparing a modern technical specialist, depending on the needs of the economy, ecology, culture, society of today and tomorrow. Technical specialists - graduates of Russian universities should have competencies in the field of design, development, operation, machines, devices, devices for various applications, which cannot be worse than the best world standards, and, ultimately, should also exceed them in various characteristics and indicators. Technical tasks that today have to be solved by a specialist, a bachelor and a master of modern production (engineering, electrical), regardless of the direction of activity, are proposed to be divided into three stages. The first step is the maintenance and provision of well-known domestic and foreign technical solutions. The second stage is the modernization and qualitative improvement of the output characteristics and parameters of the known technical solutions (devices, methods, substances. The third stage is the solution of technical problems with a creative approach. The solution of such problems is possible by specialists of the master degree (engineer), who have been trained in technical universities for modernized innovative educational programs. The need to solve technical problems of the third level brings to a qualitatively new progressive methodical way - the creation of inventions and utility models in the existing education system, formed according to federal state educational standards. Three-stage training of technical specialists for the transition to the creative level (third level) of master’s training the current model of the educational program requires an additional set of measures ensuring the formation of students' creativity in solving various types of problematic technical problems.

Key words:
CREATIVITY, MULTI-STAGE TRAINING, TECHNICAL SPECIALIST, TECHNICAL SOLUTIONS, TECHNICAL PROBLEMS, ENGINEERING PROBLEMS, CREATIVE LEVEL, CREATIVE APPROACH, MODERNIZED EDUCATIONAL PROGRAMS