УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ С ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

EDUCATIONAL MATERIALS WITH AUGMENTED REALITY IN HIGHER EDUCATION

ИВАНОВА Зинаида Ильинична

IVANOVA Zinaida Ilyinichna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Цель : 1) определить характер и формы учебных материалов нового поколения, способ подачи информации в условиях новой реальности - господства клипового сознания, ориентированного на восприятие меняющихся зрительных образов и ограничивающего формирование системных знаний о предмете изучения; 2) сделать обзор программ и приложений дополненной реальности (AR), которые можно использовать при подготовке учебных материалов. Метод исследования : анализ документов, в том числе, публикаций отечественных и зарубежных авторов с описанием опыта внедрения технологий виртуальной (VR), дополненной (AR) и смешанной (MR) реальностей в учебный процесс и учебные материалы; интернет-источников о новейшем программном обеспечении для разработки учебных материалов с дополненной реальностью. Результаты : учебные пособия со встроенной AR дают возможность наблюдать объекты в режиме 3D в реальном времени и реальном физическом окружении при помощи смартфонов, планшетов, специальных очков. Пользуясь приложениями AR, обучающиеся могут управлять объектами: перемещать их, поворачивать, изменять масштаб, разбирать на части, производить ремонт и т.д., что позволит получить практические знания и опыт. Особо востребованными станут учебные материалы с дополненной и смешанной реальностью в техническом/инженерном и архитектурно-строительном образовании, так как позволят визуализировать проекты, подробно просматривать созданные архитектурные модели. Выводы : использование элементов дополненной реальности, оказывает положительное воздействие на качество образования, однако ее результативность для студентов разных специальностей разная. Выявлена наибольшая эффективность AR в процессе обучения студентов бакалавриата инженерных и архитектурно-строительных специальностей. В целом влияние виртуальной и дополненной реальностей на потребителей неоднозначно. Проблема требует дальнейшего изучения, в частности, в аспекте техностресса.

Ключевые слова:
учебник,учебное пособие,виртуальная реальность,смешанная реальность,дополненная реальность,программное обеспечение,3D-изображение,высшее образование,техностресс
Description:
Objective : to determine the character and forms of the new generation educational materials in the conditions of a new reality - the dominance of clip consciousness, because it is focused on the perception of changing visual images and it limits the formation of systemic knowledge about the subject of study. 2) to make an overview of augmented reality (AR) programs and applications that can be used in the preparation of educational materials. Applied method : analysis of documents, including publications of domestic and foreign authors, describing the experience of introducing virtual (VR), augmented (AR) and mixed (MR) realities technologies into the educational process and educational materials; online sources for the latest augmented reality learning software. Results : textbooks with AR enable to observe objects in 3D in real time and in a real physical environment using smartphones, special glasses; it will allow them to gain practical knowledge and experience. Educational materials with AR and VR will become more in demand in technical / engineering and architectural and construction education, they will allow to visualize projects, to view the architectural models in detail. Conclusions : the use of augmented reality elements has a positive effect on the quality of education, but its effectiveness for students of different specialties is different. The greatest effectiveness of AR in the process of teaching undergraduate students of engineering and architectural specialties was revealed. In general, the impact of virtual and augmented reality on consumers is ambiguous. The problem requires further study, in particular, in the aspect of technostress.

Key words:
textbook,study guide,virtual reality,mixed reality,augmented reality,software,3D image,higher education,technostress