ВЕБ-ДОСТУПНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

WEB ACCESSIBILITY AS A COMPONENT OF INCLUSIVE HIGHER EDUCATION

Медведева Елена Юрьевна, Ольхина Елена Александровна

MEDVEDEVA ELENA YURYEVNA, OLKHINA ELENA ALEXANDROVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
В статье рассматриваются проблема обеспечения веб-доступности как условие реализации инклюзивной практики в высшей школе. Акцентируется внимание на востребованности у лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью качественного контента веб-сайтов вузов. Дается трактовка понятия веб-доступности инклюзивного высшего образования. Рассматриваются критерии и показатели равного доступа к информационным ресурсам, утвержденные международными стандартами. Описываются существующие подходы к веб-доступности на примере ряда зарубежных стран. Представляется краткая история вопроса в России и его современное состояние с позиции актуальной законодательной базы. В статье представлены обобщенные результаты анализа официальных сайтов вузов Приволжского федерального округа на предмет соблюдения требований веб-доступности и качества информирования обучающихся ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью о равном доступе к инклюзивному образованию. На основе разработанного оценочного листа изучается полнота, актуальность и доступность предоставляемой на официальных веб-страницах информации. Анализируется удобство пользования сайтом для различных нозологических групп. Уточняется наличие сведений о специфике организации вступительных испытаний, образовательного процесса, аттестации, практики для обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей. Рассматривается описание на сайте образовательной организации специальных условий и технических средств обучения, имеющихся в вузе с учетом нозологического статуса студентов.

Ключевые слова:
ВЕБ-ДОСТУПНОСТЬ, ИНКЛЮЗИВНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ, ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС, СТАНДАРТЫ ВЕБ-ДОСТУПНОСТИ
Description:
The article deals with the problem of ensuring web accessibility as a condition for implementing inclusive practices in higher education. Attention is focused on the demand for high-quality content of University websites for people with disabilities. The interpretation of the concept of web accessibility of inclusive higher education is given. Criteria and indicators of equal access to information resources approved by international standards are considered. The existing approaches to web accessibility are described using the example of a number of foreign countries. A brief history of the issue in Russia and its current state from the perspective of the current legislative framework is presented. The article presents the generalized results of the analysis of official websites of universities of the Volga Federal district for compliance with the requirements of web accessibility and quality of informing students with disabilities about equal access to inclusive education. On the basis of the developed evaluation

Key words:
WEB ACCESSIBILITY, INCLUSIVE HIGHER EDUCATION, STUDENTS WITH DISABILITIES, OFFICIAL WEBSITE, EDUCATIONAL ORGANIZATION, INTERNET RESOURCE, WEB ACCESSIBILITY STANDARDS