ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ АУДИРОВАНИЮ РУССКОЙ РЕЧИ (НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ)

TYPES OF EXERCISES FOR TEACHING FOREIGN STUDENTS TO LISTEN TO RUSSIAN SPEECH (AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING)

Дмитриева Дарья Дмитриевна

Dmitrieva Darya Dmitrievna

Балтийский гуманитарный журнал, № 4(29) 30.11.2019

Аннотация:
Статья посвящена проблеме формирования аудитивных навыков у иностранных студентов, изучающих русский язык в российских вузах. Известно, что аудирование представляет собой наиболее сложный вид речевой деятельности. Это обусловливает необходимость создания системы упражнений, а также проведения последовательной и целенаправленной работы на занятиях по РКИ. В процессе исследования применялись методы сбора данных и обобщения имеющегося материала, а также системный анализ и синтез научных знаний. В статье представлены сущность и особенности применения языковых и речевых упражнений, нацеленных соответственно на подготовку иностранных учащихся к восприятию русской речи на слух и непосредственное обучение аудированию как виду речевой деятельности. Автор считает, что на начальном этапе обучения иностранных студентов аудированию русской речи необходимо использовать языковые упражнения, направленные на формирование у них артикуляционных навыков, развитие фонематического и интонационного слуха, кратковременной памяти, а также вероятностного прогнозирования и навыков эквивалентных замен. В статье представлены многочисленные примеры данных заданий. Материалы исследования могут найти практическое применение при преподавании как РКИ, так и других иностранных языков.

Ключевые слова:
АУДИРОВАНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ, АУДИТИВНЫЕ НАВЫКИ, АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ НАВЫКИ, ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ И ИНТОНАЦИОННЫЙ СЛУХ, КРАТКОВРЕМЕННАЯ И ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ, ВЕРОЯТНОСТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Description:
The article is devoted to the problem of listening skills formation of foreign students studying the Russian language in Russian universities. It is known that listening is the most difficult type of speech activity. This necessitates the creation of an exercise system, as well as consistent and focused work in Russian classes. In the process of research methods of data collection and generalization of available material, as well as system analysis and synthesis of scientific knowledge were used. The article presents the essence and features of the use of language and speech exercises aimed respectively at preparing foreign students to perceive Russian speech by ear and direct training in listening as a type of speech activity. The author believes that at the initial stage of teaching foreign students to listen to Russian speech, it is necessary to use language exercises aimed at the formation of their articulation skills, the development of phonemic and intonation hearing, short-term memory, as well as probabilistic forecasting and equivalent substitution skills. The article presents numerous examples of these tasks. The research materials can find practical application in teaching both Russian and other foreign languages.

Key words:
LISTENING AS A TYPE OF SPEECH ACTIVITY, FOREIGN LANGUAGE INTERCULTURAL COMMUNICATION, RUSSIAN AS FOREIGN LANGUAGE, LISTENING SKILLS, ARTICULATION SKILLS, PHONEMIC AND INTONATION HEARING, SHORT-TERM AND LONG-TERM MEMORY, PROBABILISTIC FORECASTING