ВЛИЯНИЕ МОДАЛЬНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ НА ВЫБОР МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА ПРОДВИНУТОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

INFLUENCE OF MODALITY PREFERENCE ON LISTENING TEACHING METHODS IN ADVANCED FOREIGN LANGUAGE LEARNING

Темяникова Элеонора Борисовна, Валяева Елена Федоровна

Temyanikova Eleonora Borisovna, Valyaeva Elena Fedorovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
Выбор эффективных методов преподавания и обучения иностранному языку всегда волновал и преподавателей-практиков, и теоретиков-методистов. Долгое время существовало мнение, что ведущая перцептивная модальность (аудиальная, визуальная или кинестетическая) играет определяющую роль при выполнении заданий на аудирование, чтение, письмо и говорение, соответственно. Однако, последние исследования в этой области показали, что прямой зависимости между каналом получения информации и успешностью выполнения определенного задания, возможно, нет. Наличие некой перцептивной способности может лишь создать благоприятные условия для овладения тем или иным способом коммуникации, но не более того. Целью описанного в данной статье эксперимента является поиск ответа на вопрос, существует ли необходимость учитывать доминирующие каналы восприятия студентов, то есть их слуховое, зрительное или тактильное восприятие, при подготовке заданий по аудированию. Участниками эксперимента являются студенты 3 года обучения НИУ ВШЭ Факультета мировой экономики и мировой политики в количестве 55 человек. Студентам было предложено пройти диагностический тест (С.Ефремцева) на определение доминирующей перцептивной модальности, выявляющий аудиалов, визуалов или кинестетиков. Затем студенты выполнили тест на аудирование из сборника по подготовке к сдаче международного сертифицированного экзамена на знание делового английского языка уровня C1 (BEC Higher 2). Сопоставив полученные результаты, можно сделать вывод, что наличие ведущей аудиальной модальности не является значимым фактором, влияющим на успех аудирования. Опыт показывает, что привлечение всех каналов получения информации для выполнения заданий по формированию разных коммуникативных умений более эффективно.

Ключевые слова:
МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ, ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ, КАНАЛ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ДОМИНИРУЮЩАЯ ПЕРЦЕПТИВНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ, АУДИАЛЫ, ВИЗУАЛЫ, КИНЕСТЕТИКИ, ПОЛИМОДАЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ, АУДИРОВАНИЕ, ТЕСТИРОВАНИЕ, ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
Description:
The choice of effective teaching methods and of the ways of learning a foreign language has always been a matter of concern for both practicing teachers and teaching methods specialists. The leading perceptive modality (audial, visual or kinesthetic) was thought to play a crucial role in doing tasks in listening, reading, writing and speaking, respectively. However, the latest research in the field shows that the way of receiving information may not determine the success in performing a particular task. Some remarkable inherent perceptive ability can facilitate the progress in improving communication skills, but may not guarantee it. The aim of the experiment described in this article is to find out if there is a need to favor a student’s leading perceptive modality in designing teaching materials to develop listening skills. Fifty-five third-year students of the Higher School of Economics, Faculty of World Economy and International Affairs, took part in the experiment. They did the test to identify the leading perceptive modality (S. Ephremtsev), audial, visual or kinesthetic. Then students did the test in listening from Cambridge Business English Certificate Higher 2 Student’s book, level C1 according to the Common European Framework of Reference for Languages (CEFR). The examination and interpretation of findings enable us to conclude that the leading audial perceptive modality is not significant enough to determine success in the listening test. Our practice suggests that engaging all ways of receiving information simultaneously is more effective to develop different communication skills.

Key words:
TEACHING METHOD, TEACHING COMMUNICATION IN A FOREIGN LANGUAGE, A WAY OF RECEIVING INFORMATION, THE LEADING PERCEPTIVE MODALITY, AUDIAL, VISUAL, KINESTHETIC, POLYMODALITY OF PERCEPTION, LISTENING, TESTING, THE KIND OF LANGUAGE SKILLS, AN INDIVIDUAL APPROACH IN TEACHING