Аннотация:Дискуссионность вопроса обеспечения системы высшего образования научно-педагогическими кадрами с каждым годом нарастает. С переходом российской системы высшего образования на Болонскую модель усугубился вопрос с доступностью подготовки будущих преподавателей и с мотивацией будущих ученых исследователей для получения профессии преподавателя высшей школы. В обществе на фоне роста значимости потребления сократилась ценность интеллектуального труда, что сыграло немаловажную роль при девальвации профессии преподавателя высшей школы в обществе, негативно влияющей на мотивацию молодых специалистов в отношении построения карьеры в вузе. В ходе исследования было установлено, что в течение пяти лет произошло серьезное сокращение численности кадров в системе высшего образования - на 147,5 тыс. чел. среди основных работников и на 13,3 тыс. среди внешних совместителей. Сокращение произошло за счет снижения общей численности работников в государственных образовательных организациях, но в процентном соотношении больше пострадала сфера негосударственного образовательного сектора. Безусловно, часть кадров выбыла по естественным причинам из-за старения, но большое количество выбывших специалистов находилось не в пенсионном возрасте и, освоив новые ниши в экономике, при возникновении необходимости восполнения кадрового голода в отрасли вряд ли согласится покинуть новые рабочие места. Восполнение кадрового потенциала за счет молодых кадров практически не происходит по ряду объективных причин, среди которых снизившаяся доступность аспирантуры и отсутствие весомых мотивационных факторов, стимулирующих молодежь к выбору профессии преподавателя высшей школы.
Ключевые слова:Болонская система,система высшего образования,научно-педагогические работники,бакалавриат,специалитет,аспирантура,девальвация профессии