ВЛИЯНИЕ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЧИСЛЕННОСТЬ ЕЕ КАДРОВОГО СОСТАВА

THE IMPACT OF THE TRANSFORMATION PROCESSES OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM ON THE NUMBER OF ITS PERSONNEL

ВЛАСОВА Ольга Владимировна

VLASOVA Olga Vladimirovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Дискуссионность вопроса обеспечения системы высшего образования научно-педагогическими кадрами с каждым годом нарастает. С переходом российской системы высшего образования на Болонскую модель усугубился вопрос с доступностью подготовки будущих преподавателей и с мотивацией будущих ученых исследователей для получения профессии преподавателя высшей школы. В обществе на фоне роста значимости потребления сократилась ценность интеллектуального труда, что сыграло немаловажную роль при девальвации профессии преподавателя высшей школы в обществе, негативно влияющей на мотивацию молодых специалистов в отношении построения карьеры в вузе. В ходе исследования было установлено, что в течение пяти лет произошло серьезное сокращение численности кадров в системе высшего образования - на 147,5 тыс. чел. среди основных работников и на 13,3 тыс. среди внешних совместителей. Сокращение произошло за счет снижения общей численности работников в государственных образовательных организациях, но в процентном соотношении больше пострадала сфера негосударственного образовательного сектора. Безусловно, часть кадров выбыла по естественным причинам из-за старения, но большое количество выбывших специалистов находилось не в пенсионном возрасте и, освоив новые ниши в экономике, при возникновении необходимости восполнения кадрового голода в отрасли вряд ли согласится покинуть новые рабочие места. Восполнение кадрового потенциала за счет молодых кадров практически не происходит по ряду объективных причин, среди которых снизившаяся доступность аспирантуры и отсутствие весомых мотивационных факторов, стимулирующих молодежь к выбору профессии преподавателя высшей школы.

Ключевые слова:
Болонская система,система высшего образования,научно-педагогические работники,бакалавриат,специалитет,аспирантура,девальвация профессии
Description:
The issue of providing the higher education system with scientific and pedagogical personnel is growing every year. With the transition of the Russian higher education system to the Bologna model, the issue of the availability of training for future teachers and the motivation of future scientists and researchers for obtaining the profession of a higher school teacher has worsened. In society, against the background of the growing importance of consumption, the value of intellectual labor has decreased, which played an important role in the devaluation of the profession of a higher school teacher in society, which negatively affects the motivation of young professionals to build a career in higher education. In the course of the study, it was found out that within five years there was a serious reduction in the number of personnel in the higher education system - by 147.5 thousand people among the main employees and by 13.3 thousand among external part-timers. The reduction was due to a decrease in the total number of employees in state educational organizations, but in percentage terms, the non-state educational sector suffered more. Of course, some of the staff left for natural reasons due to aging, but a large number of retired specialists were not at retirement age and, having mastered new niches in the economy, if there is a need to fill the personnel shortage in the industry, they are unlikely to agree to leave new jobs. Fill the human resource capacity through the young professionals does not take place for a number of reasons, among which the availability of postgraduate study and the lack of a significant motivational factors that stimulate youth to become a high school teacher.

Key words:
Bologna system,higher education system,research and teaching staff,bachelor's degree,specialty,postgraduate study,devaluation of the profession