ВЛИЯНИЕ ЗАПРОСОВ ЭКОНОМИКИ НА СТРУКТУРУ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА

THE IMPACT OF ECONOMIC QUERIES ON THE STRUCTURE OF UNDERGRADUATE EDUCATION

РЕПРИНЦЕВА Елена Васильевна

REPRINTSEVA Elena Vasilievna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(34) 28.02.2021

Аннотация:
Дисбаланс между рынком труда и системой высшего образования в Российской Федерации имеет высокую актуальность для обсуждения в педагогической среде. Преодоление структурных проблем является сложной задачей, особенно в условиях экономического кризиса. Переход российского высшего образования на Болонскую модель осложнился множеством факторов. Дополнительной задачей в этот момент стала необходимость реформации структуры выпуска специалистов, поскольку по ряду из них наблюдался большой переизбыток на рынке труда, а по другим недостаток. Помимо этого нарастающий процесс цифровизации вызвал необходимость подготовки достаточного количества специалистов в областях, обеспечивающих распространение информационных технологий. Государственная политика в сфере высшего образования изменила численность обучающихся по наиболее популярным программам бакалавриата и отразилась на их структуре в зависимости от формы оплаты за обучение. В ходе исследования установлено, что общая численность обучающихся по наиболее популярным направлениям подготовки - экономика, менеджмент и юриспруденция - сократилась, однако они сохранили свое лидерство, причем, в структуре студентов по этим специальностям преобладают те, кто обучается на договорной основе. Вместе с тем запросы экономики вызвали достаточно быструю реакцию системы высшего образования и привели к увеличению численности обучающихся по направлениям подготовки лингвистика, информационные системы и технологии, дефектологическое образование. В результате государственной поддержки, несмотря на сокращение общей численности, в структуре обучающихся увеличилась доля бюджетных и целевых студентов по тем профессиям, которые сейчас наиболее востребованы в экономике: строительство, электроэнергетика и электротехника, агроинженерия, информатика и вычислительная техника, прикладная информатика.

Ключевые слова:
высшее образование,бакалавриат,рынок труда,цифровизация,дисбаланс,структура,федеральный бюджет,договорная основа
Description:
The imbalance between the labor market and the higher education system in the Russian Federation is highly relevant for discussion in the pedagogical environment. Overcoming structural problems is a difficult task, especially in the context of an economic crisis. The transition of Russian higher education to the Bologna model was complicated by many factors. An additional task at this point was the need to reform the structure of the output of specialists, since for some of them there was a large oversupply in the labor market, and for others there was a lack. In addition, the growing process of digitalization has made it necessary to train a sufficient number of specialists in the areas that ensure the spread of information technologies. State policy in the field of higher education has changed the number of students enrolled in the most popular bachelor's degree programs and has affected their structure depending on the form of tuition fees. The study found that the total number of students in the most popular areas of training-economics, management and law-has decreased, but they have retained their leadership, and the structure of students in these specialties is dominated by those who study on a contractual basis. At the same time, the demands of the economy caused a fairly rapid reaction of the higher education system and led to an increase in the number of students in the areas of linguistics, information systems and technologies, and defectological education. As a result of state support, despite the reduction in the total number of students, the share of budget and target students in those professions that are now most in demand in the economy has increased: construction, electric power and electrical engineering, agricultural engineering, computer science and computer engineering, applied computer science.

Key words:
higher education,bachelor's degree,labor market,digitalization,dis-balance,structure,federal budget,contractual basis